Владимирские иконописцы делают заказ для Валаама

default image
17.04.2004

Искусствоведы утверждают, что образы, написанные владимирскими иконописцами, напоминают забытую древнюю школу письма. Такие лики создавали разве что в 18 веке. Мастерской руководят два художника. Дмитрий Киреев и Андрей Дмитриев. В помощниках у них свободные художники, как правило, студенты худграфа ВГПУ. Им доверяют готовить доски для икон и расписывать доличную часть. Лики пишут уже сами мастера. Андрей ДМИТРИЕВ, иконописец: «Лик в последнюю очередь делается, а потому что самое главное что в иконе – самое главное – лик святого, в данный момент Иисус Христос нерукотворный образ». Мастерскую открыли накануне Преображения, это имя и получила художественная обитель. В 21 веке в иконопись обращаются через реставрацию. Работа над любой иконой начинается с молитвы, и каждая последующая операция от грунтовки до последнего штриха сопровождается обращением к богу. Время меняется, традиция написания закреплена веками. Владимирские иконописцы работают темперными красками, растертыми на яичном желтке. В основе краски – минералы, смешанные с водой, яйцом и уксусом. Красный – киноварь, желто-коричневый – охра, зеленый – гематит. Дмитрий КИРЕЕВ, иконописец: «Считается, что камень есть камень, он цвет не теряет на протяжении веков, даже если икону потом уже смывают. Старые иконы 12, 15 век, они все равно не теряют свой цвет». О своем занятии мастера говорят, как о хлебе насущном, и еще, как о любимом занятии. От канона отступить нельзя, лики утверждены церковью и не могут быть интерпретированы. По преданию, руку мастер должен держать на весу, тогда считается, что ею водит ангел. Но это предание старины глубокой. Земной путь рождения святых ликов совсем лишен мистики. Икона начинается с обычной заготовки. Андрей ДМИТРИЕВ, иконописец: «Липа, липа, взрослая, хорошая липа, сухая в данный момент. Уже.» Далее деревянную основу грунтуют, как говорят профессионалы, накладывают левкас. Андрей ДМИТРИЕВ, иконописец: «Левкас – меловой грунт, по технологии сваренный определенным образом, нанесенный на паволоку, а паволока это тряпочка по сегодняшним меркам. -А мел из чего? рыбья мука? -Нет не мука, рыбий клей, но сейчас мы используем желатин, клей низкого качества, но что есть на сегодняшний день, осетровые нам недоступны.» Потом левкас шлифуют и приступают к росписи. За каждым штрихом и мазком скрыты символы, разгадать которые возможно лишь посвященным. У иконы особая символика цвета. Дмитрий КИРЕЕВ, иконописец: «Она вообще в иконе присутствует. То есть белый цвет – очищение, красный цвет – страдание и, в общем-то, идет так. Золото – свет, особые какие-то думы, особая отметка. Почему в основном, к примеру, Спас расписывается золотом, чтобы показать особую значимость». Выписать икону технически, по словам мастеров, несложно. Труднее дойти до мистической живописи. Так умели писать разве что Феофан Грек, Андрей Рублев или Дионисий. Иконописцы стараются соблюдать все посты, но из-за множества заказов и разъездов не всегда получается. Говорят, что в одном из подмосковных храмов икона, написанная владимирцами, мироточила. Дмитрий КИРЕЕВ, иконописец: «Вообще мастер здесь не при чем, икона любая может стать чудотворной, абсолютно любая. Святой дух он дышит, где хочет, это не от нас зависит, это от господа зависит». Иконы владимирских мастеров, возродивших школу 18 века, а может быть и сочинивших свою, находятся в разных уголках России. Сейчас идет работа над очередным заказом. Через несколько месяцев он должен оказаться на Валааме. Элеонора Лемм, Евгений Журавлев. ТВ 6 Владимир.
https://youtu.be/




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 13 мая 2024
  • События
    Май 2024
    M T W T F S S
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66