Может ли туризм стать отдельной отраслью в экономике Владимирской области? Ответ на этот вопрос сегодня искала партия власти. В Суздале для чиновников, музейщиков и представителей тур-бизнеса устроили настоящую очную ставку. Ежегодно русские туристы вывозят из страны более 12 миллиардов долларов, а иностранцы оставляют у нас всего каких-то 4 миллиарда. Что же мешает и нам зарабатывать на туризме серьезные деньги? Алла Павлова внимательно следила за дискуссией.
Прибывшие на круглый стол столичные гости не возьмут в толк: проехались по Суздалю – лавки полны сувениров, гостиницы – чуть не на каждом шагу. Ну и что, что цены в них вряд ли по карману рядовому трудяге. Однако доля туризма в валовом региональном продукте ничтожно мала. Чего не хватает? – бренда, уверены теоретики. Вот придумали же в польском городе легенду о Святом Валентине – теперь в одну неделю на нём зарабатывают столько, сколько бюджет за весь год.
Дмитрий ЛАВРОВ, директор владимирского техникума туризма: “Иностранцы, которые приезжают в страну, и люди из Сибири – они спрашивают: Владимир – а что это, а где это?”
Чушь! – парируют практики. Владимир и Суздаль – уже сами по себе бренды. Внутри музейной империи – чистота и порядок, и при копеечных расценках денег музейщики зарабатывают больше, чем даёт им государство. Чтобы везде было так же – нужна как минимум политическая воля, уверена Алиса Аксёнова.
Алиса АКСЁНОВА, ген. директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: “Это у нас самое страшное наказание – вякнуть, что денег нет. А всегда их можно найти! Но нужны ноги, чтоб найти и так далее. И очень удобную позицию заняли в Суздале мэры, которые ничего не делают по развитию экономики в области туризма”.
Что мешает набить суздальскую казну платой за парковку машин или аренду торговых мест сувенирщиков?! У музейщиков деньги даже туалеты приносят, но за них устали бороться.
Алиса АКСЁНОВА, ген. директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: “Вы видили на городской парковке автобусов – там стоит страшная кабинка. Вы пробовали залезть в эту кабинку? Попробуйте, даже самые изящные из вас. У нас тут итальянцы истерику устроили в жару, что было!…Рыбаков тоже хорош! У него 4 кабинки, в отличие от Суздаля – одна”.
Впрочем, туризм – это не только гостиницы, сувениры и туалеты. Это и разбитые дороги, и ночное освещение, которого, например, в Суздале просто нет. И вообще – менталитет.
Владимир ПАНОВ, зам. директора областного департамента физкультуре, туризму и спорту: “В наших городах мы можем видеть туристов, которые вполне законно возмущаются поведению молодёжи, которая, к сожалению/////, пьёт пиво, слышатся нецензурные выражения, а стоящий рядом милиционер даже не делает замечания”.
Областные чиновники разработали программу по развитию туризма на следующие три года: финансирование – 20 млн. рублей. Хватит разве что на рекламные буклетики малого Золотого кольца. Да хоть не финансовой, а просто поддержки – ждут от чиновников представители туриндустрии. Но понимания, говорят, никакого. Из-за этого в нынешнем году фестиваль “Бабье лето” пришлось отменить. А ведь есть примеры удачной консолидации – Углич, Великий Устюг…А у нас –
Оксана МЕЛЕНЧУК, исп. директор туристической фирмы: “Какие ассоциации лично у вас возникают при слове Владимир? …(говорящая пауза) – Успенский и Дмитриевский собор, Золотые ворота…. то есть нет какого-то, мне кажется, трехмерного образа нашего всеми любимого города”.
Надеяться остаётся только на федералов: в Москве разрабатывают концепцию пятилетней программы развития туризма. А это – 92 миллиарда рублей.
https://youtu.be/