Третье место. Художественная обработка дерева

24.01.2017

Дерево – один из самых популярных для творчества природных материалов. Обрабатывать его люди научились много веков назад. Резные наличники на домах, деревянная посуда и игрушки, берестяные лукошки и картины – всё это не ушло в прошлое. Многие мастера по сей день бережно сохраняют традиционные техники обработки дерева и передают свой опыт следующим поколениям. Новый выпуск “Третьего места” расскажет о том, где во Владимире можно научиться работать с деревом и создавать удивительные вещи собственными руками.

Маргарита Махрова, любительница древних ремёсел: “Дерево – один из самых известных народных материалов. Люди научились его обрабатывать много тысяч лет назад. Популярен ли этот материал в наши дни, и что создают современные мастера, узнаем на занятии по художественной обработке дерева”.

Деревянные избы с узорчатыми наличниками, берестяные лукошки, игрушки, красивые резные предметы обихода, домашняя утварь, покрытая росписью – русские умельцы добились удивительного мастерства в обработке дерева. Уникальные работы создавали мастера из бересты. В древности это были лукошки, туески, и даже детские погремушки.

В наши дни популярностью пользуются живописные картины, написанные на этом материале. Визитной карточкой нашей страны стали самобытные виды росписи по дереву. Среди самых знаменитых – золотая хохлома. История этого художественного промысла уходит корнями в 17 век. Красными и золотыми узорами из растений, ягод, фруктов, птиц мастера из нижегородской области украшали посуду и предметы интерьера из дерева. Народные художники из Городца в середине 19 века положили начало оригинальному виду росписи, которая впоследствии получила название городецкая. Живописными сценками из жизни, фигурками животных и птиц, цветочными узорами они украшали прялки, мебель, ставни. От Москвы до Сибири славились резчики по дереву. Знаменитые мастера работали и во Владимирской области. В Гороховецком районе жили народные умельцы якуши – такое прозвище они получили по названию одного из окрестных сёл. О них даже упоминается в словаре Владимира Даля:«долбежники, плотники-резчики, для резки украс на избы и на суда». На их работу можно полюбоваться и в наши дни. В Гороховце сохранилось несколько домов, богато украшенных деревянными кружевами.

На территории нынешнего Петушинского района раньше находилось село Аргуново, там работали замечательные мастера-аргуны. Они создавали резную мебель, украшали резьбой фасады домов, делали церковные иконостасы. Их работа отличалась большим разнообразием рисунков: изображениями языческих символов, фантастических существ, былинных героев. Мастерство аргуновских художников пытаются возродить и в наши дни. В 2016 году умелец Михаил Гашин в этой технике резьбы восстановил в Киржаче фасад жилого дома. Он мечтает воссоздать облик старого города. Художественная обработка дерева в наши дни включает в себя множество разнообразных техник: роспись, резьба, выпиливание, выжигание, работа с берестой, маркетри. Кстати, эта техника пришла к нам из Европы. Маркетри переводится с французского как «размечать», «расчерчивать». Из небольших фрагментов разных пород дерева мастера собирают своеобразную мозаику. Детали они наклеивают на прочную основу. Эту и многие другие техники художественной обработки дерева можно освоить во Владимире.

Студия Дворца детского (юношеского) творчества готовит юных мастеров уже 30 лет. На обучение сюда принимают мальчиков и девочек, начиная с девятилетнего возраста.

Надежда Говоркова, педагог дополнительного образования: “Тенденция такая в нашем кружке, что посещало больше девочек сначала, которым нравилась красота росписи по дереву, а когда мальчики узнали, что здесь можно заниматься ещё и резьбой по дереву. Контингент менялся в мужскую сторону. Потому что не так много мест, где можно освоить эту технику”.

Начинают обучение ребята с выпиливания и выжигания, постепенно их мастерство растёт и они могут выполнять сложные резные вещи и даже деревянные скульптуры. Главный девиз студии «Дерево – символ жизни, вечности. Научись дружить и творить с ним!», ему-то и следуют воспитанники. Материалы собирают общими усилиями. Иногда, например, удачные для работы кусочки дерева можно обнаружить после аварийных опиловок в городе или на прогулке в лесу. Обычно на занятиях используют мягкие породы дерева, которые легче обрабатываются. Это липа и осина. Древесину высушивают, избавляют от коры и шлифуют. Старшие ребята могут сами работать за станком. Они обрабатывают поверхности своих изделий. После этого на них можно наносить карандашные изображения и резать с помощью специальных инструментов. Их в арсенале профессионального резчика около 300.

-Если резьба рельефная, то нам не обойтись без полукруглых стамесок разного диаметра, косяка, богородского ножа, иногда необходимы даже клюкарзы – это для выемки, например, ложки или более глубоких форм. Представьте себе, что вырезать, например, в данном случае такой вот орнамент на этом блюде, что мы делаем, мы дремолом – это такая шлифмашинка, снимаем фон, чтобы поаккуратнее получалось, вокруг рисунка основного с подрезом и дальше уже формируем растительный мотив более конкретно.

Чем меньше объект, тем сложнее с ним управляться: обрабатывать и наносить резной узор. Это требует аккуратности и больших физических усилий, чтобы не пораниться, нужно соблюдать технику безопасности. С инструментами не играть, беречь глаза и пальцы. Максима Терентьева в студию привёл старший брат. Новое дело увлекло с головой.

Максим Терентьев, воспитанник студии художественной обработки дерева: У меня сразу стало получаться, я не стал выжигать, брат мне нарисовал и я стал сразу резать.

-Свою первую работу помнишь?

-Ну, да, вешалка была первая.

Сначала на обработанную поверхность наносят карандашный рисунок, потом углубляют фон, а затем работают над самим изображением. Максим вырезает специальный знак для юбилея своей школы, я решила ему немного помочь. В работе есть свои секреты.

-А как нужно по волокнам двигаться?

-Дерево росло вот так и склейка была ровно по волокнам, поэтому и двигаться нужно также, если так не делать, то срез будет плохой.

-Ну, да здесь такая шершавая поверхность, а у тебя получается очень аккуратно.

-А как называется этот инструмент и как его правильно взять?

-Ну, во-первых, не как ручку держать!

Сразу освоить резьбу по дереву невозможно, я только пытаюсь «почувствовать» материал.

-Вот так держу и пошла, ой, какие же маленькие стружки получаются, нужно много усилий, чтобы получилось! Очень интересные ощущения. Вот так я впервые стала резчиком по дереву. Есть ощущение, что ты такой Папа Карло, своего рода? Хочется Буратино сделать, как в сказке, то есть создать такую вещь, которую ещё никто не делал, до тебя?

-Ну, да. Конечно.

Ребята всегда стараются придумать что-нибудь новенькое, для этого обращаются к разным источникам.

Максим Терентьев, воспитанник студии художественной обработки дерева: “И педагог мне подсказывает, и в книжках я смотрю, у нас есть книги”.

Как древние мастера, ребята украшают свои работы графичными узорами, например, на этой доске, которую сделал Максим, есть элемент языческого громового знака и геометрический вид резьбы – сияния. В старину резчики так любили работать с деревом, что придумали даже свои загадки. Например: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Её с лёгкостью мог бы отгадать деревенский житель 19 века. Правильный ответ-прялка. Оказывается, её детали изготавливались из разных видов древесины. Донце, где сидела пряха делали из липы, гребень для чесания пряжи — из клена, поэтому, «сквозь клён гляжу», а веретено из березы, отсюда и «берёзой трясу».

Надежда Говоркова, педагог дополнительного образования: “Сам материал настолько тёплый, настолько он несёт положительную энергетику, что ты подпитываешься. Живой материал, очень пластичный, даже текстура разных пород дерева диктует тебе разные идеи. Ты начинаешь воплощать какую-то задумку, а потом она меняется, дерево само диктует тебе. То есть мы с ним разговариваем, мы с ним общаемся с этим деревом”.

Воспитанники студии постоянно участвуют в разных конкурсах и выставках, занимают почётные места.

Надежда Говоркова, педагог дополнительного образования: “Это увлечение очень часто перерастает в будущую профессию. Не скажу, что большой процент, но каждый год, 2-3 человека выбирают себе занятие связанное с деревом. Или дизайнерами становятся, или столярами-краснодеревщиками”.

Почти все работы ребята уносят домой. Готовые изделия они часто дарят родным и друзьям.

Миша Солоненко, воспитанник студии художественной обработки дерева: “Я сейчас режу ангела шестикрылого Серафима, ангела, самого приближённого к Богу. Он пойдёт в подарок моему двоюродному брату, у него был недавно День Рождения.Я хочу пойти на реставратора и реставрировать работы”.

Возможно, кто-то из ребят в скором будущем тоже окажется на такой вот Областной выставке, посвящённой художественной обработке дерева, где свои произведения представляют опытные мастера.

Валерий Киселёв, резчик по дереву: “Когда мы выбираем материал, если мастер думающий, то он уже не беспокоится о его сложности, твёрдости плотности, важно вот это его состояние, этого дерева, и тот эффект, в данном случае уже декоративный, который он хочет вложить в ту работу, которую создаёт. Для меня любимые берёзовые наросты, их ещё называю капы, по-другому сувеи. Природная форма толкает художника на нестандартные ходы, идеи”.

Работа с натуральными материалами учит уважительному отношению к природе. В студии ребята учатся фантазировать, быть аккуратными и усидчивыми, чтобы создать даже самое маленькое деревянное чудо – нужно много трудиться.

Маргарита Махрова, начинающий резчик по дереву: “Фантастические животные и персонажи оживают с помощью дерева. Настоящую сказку можно создать своими собственными руками. Если вы тоже хотите попробовать себя в этом деле. Приходите на занятия и пробуйте себя в художественной обработке дерева”.

Дворец детского (юношеского) творчества Студия художественной обработки дерева Тел. 33-82-53




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 14 мая 2024
  • События
    Май 2024
    M T W T F S S
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66