Третье место. Скульптура

25.01.2017

Гармония пропорций и красота объёмного изображения. Скульптура привлекала людей много веков назад.Фигуры людей и животных из камня, глины и кости создавали ещё представители древнейших цивилизаций. Это искусство развивалось очень стремительно. Замечательные образцы скульптуры создавали в Древнем Египте, Греции и Риме. Этот вид искусства популярен и в наши дни. Новый выпуск “Третьего места” расскажет о том, где научиться искусству скульптуры в нашем городе.

Маргарита Махрова, ценитель древних искусств: “Гармония пропорций и красота объёмного изображения. Скульптура привлекала людей много веков назад. Этот вид искусства популярен и в наши дни. И сегодня мы узнаем несколько его секретов”.

Фигуры людей и животных из камня, глины и кости создавали ещё представители древнейших цивилизаций. Это искусство развивалось очень стремительно. Замечательные образцы скульптуры находили в Древнем Египте. Черты царицы, супруги фараона Эхнатона, по имени Нефертити сохранил бюст неизвестного мастера, вырезанный из известняка. Работа считается одной из главных ценностей древнеегипетской культуры и до сих пор остаётся символом женственности. Этот бюст был обнаружен археологами в 1912 году. Специалист нашедший его, в описании оставил всего одну надпись: «Описывать бесцельно, — надо смотреть».

Пожалуй, самые знаменитые в истории статуи из камня и бронзы создавали в Древней Греции и Риме. Это были фигуры богов, атлетов, видных государственных деятелей. Они стали классическими образцами этого вида искусства, на которых до сих пор учатся начинающие художники и ваятели. Само слово «скульптура» латинского происхождения и переводится «вырезаю, высекаю».
Много тысячелетий назад люди, как и сейчас, восхищались красотой человеческого тела и пропорций, воссозданных в камне. Например, греческая статуя «Копьеносца» стала образцом идеальной мужской красоты, а «Афродита Книдская»— одна из самых известных обнаженных женских скульптур в мире. Чтобы полюбоваться этой статуей, древние греки приезжали из других городов и заказывали копии, чтобы увезти с собой образец совершенства. Многие знаменитые скульптуры дошли до нас не полностью. Например, римская статуя богини Победы под названием Ника Самофракийская была создана во II в. до н.э. Её обнаружили только в середине 19 столетия. Руки и голова богини были утрачены, но искусствоведы и художники сошлись во мнении, что эта скульптура прекрасна даже в таком виде. Такая же история связана со знаменитой статуей Венеры Милосской. Фигура богини, созданная в 1 веке до нашей эры стала одним из символов мирового искусства. Сейчас она хранится в Лувре.

Немногие знают, что древнегреческие и древнеримские скульптуры изначально были цветными, их глаза украшались драгоценными камнями. Со временем от воздействия света, воздуха и влажности краски исчезли, а инкрустация утратилась. Очередной расцвет скульптуры пришёлся на эпоху Возрождения. Этот вид искусства прославили знаменитые художники Микеланджело, Донатэлло, Леонардо да Винчи. Свои работы они обычно выполняли в мраморе. Искусствоведы говорят, что бездушный и холодный материал они наполнили дыханием жизни. С развитием мировой культуры скульптура трансформировалась и менялась, появлялись новые течения и направления. Художники использовали самые разнообразные материалы, экспериментировали с формой и цветом. Знакомиться с искусством скульптуры можно с самого раннего возраста, ведь лепить фигурки в детстве учится каждый малыш.

А вот если ребёнок мечтает заниматься творчеством серьёзно – добро пожаловать в художественную школу. Здесь ребят знакомят с разными видами скульптуры от круглой статуи, которую можно обходить и рассматривать с разных сторон, до рельефа, расположенного на плоскости. Кстати, если изображение невысоко поднимается над фоном, это называется барельеф, если же оно практически становится отдельной фигурой, но всё равно имеет фон – это горельеф, если же рельеф как будто утопает в фоне, это – контррельеф. Портрет человека в скульптуре может быть создан в виде головы, бюста, полуфигуры, поколенного образа и фигуры. Такая вот профессиональная терминология, с которой знакомят и будущих великих мастеров. Лепить ребята начинают из специального скульптурного пластилина, для работы используют шпатель – специальную пластину с ручкой и стеку – ей срезают лишний материал, заглаживают поверхность и делают углубления в форме. Сначала художник продумывает эскиз будущей работы. Для рельефа и скульптуры необходима платформа – основание, которое называется плинт. Для этого на пластиковой или деревянной поверхности формируется плотный слой пластилина, его толщина зависит от того, что именно хочет сделать скульптор. Если это рельеф, то слой должен быть более плотным. Когда фон готов, на него переносят эскиз.

Василий Лыгорев, ученик Детской художественной школы: На первом фоне у меня будет виноград, на втором большой красивый лист. //Делаю основу, на которую потом будет переноситься рисунок и формироваться объём.

–Когда ты впервые стал работать со скульптурным пластилином, трудно было?

-Сначала, да, а потом я уже привык с ним работать и стало легче.

– А в чём отличие скульптурного пластилина от обычного?

– Он более твёрдый и не так легко порвётся.

Василий увлекается скульптурой античности и мечтает связать свою жизнь с искусством.

Василий Лыгорев, ученик Детской художественной школы: “Мне больше всего нравится античная скульптура, колонны и фигуры, которые выполняют функцию колонн, различные завитки из камня, это был очень тяжёлый труд их нелегко было отёсывать”.

Скульптуры людей и животных ребята выполняют на основе проволочного каркаса. В такой работе очень важны правильные пропорции.

Мария Зайцева-Теплова, преподаватель Детской художественной школы: “Мы обязательно с детьми проходим и принципы золотого сечения, которое применяется издревле, в основе лежат идеальные пропорции, строения тела человека, что из чего строится, особенно в теле человека, это очень важно, дети обязательно это проходят”.

Чтобы скульптура получилась, работать нужно с душой и не расстраиваться, если что-то получается не сразу. Ведь настоящий художник никогда не устаёт совершенствовать своё произведение и даже может в него влюбиться. В мировой культуре сохранился миф о греческом скульпторе Пигмалионе. Однажды он создал из слоновой кости статую девушки и назвал её Галатеей. Мастер влюбился в своё творение и попросил богиню Афродиту найти ему жену, такую же прекрасную, как скульптура, но произошло чудо: внезапно ожила сама статуя. Искусство скульпторов кружило голову и обычным людям.

Работа со скульптурным изображением требует особого настроя. Мастер должен быть терпеливым и аккуратным.

Валерия Сорокина, ученица Детской художественной школы: “Делаю плинт, облепливаю саму скульптуру, потом делаю её.

-Что тебе больше нравится рисовать или лепить?

–Больше скульптуру делать.

– А почему?

–Просто очень нравится работать с пластилином.

Слепить что-то своими руками попробовала и я.

– Мы с вами слепим самую простую фигурку голубка, без каркаса, с неё начинают малыши. Скатаем такую вот капельку, её и можно вытянуть вот так наверх головку. Никто не обращал внимания, но похожий голубок есть на Дмитриевском соборе – он символизирует Святой дух. В этой форме отражается и простота, и лаконичность, и символ.

По словам художников, скульптура даёт почувствовать форму в объёме, ведь даже самый объёмный рисунок всё же остаётся на плоскости, а скульптура – это пространство и объём. Занятия этим видом искусства развивают воображение, моторику и позволяют почувствовать себя настоящим ваятелем.

Маргарита Махрова, начинающий скульптор: “Если вам тоже понравилась скульптура, вооружайтесь стекой и шпателем, и обращайтесь за советом к профессионалам!”

Детская художественная школа, тел. 32-54-74, адрес: ул. Большая Московская, д. 33-35




Связанные теги:
  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 8 мая 2024
  • События
    Май 2024
    M T W T F S S
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66