Третье место. Капоэйра

Пост опубликован: 01.11.2016
Категории: Третье место
Просмотров: 22

Считается, что этот вид искусства изобрели беглые рабы в Южной Америке. Он сочетает в себе элементы акробатики, борьбы и даже танца. Речь идёт о капоэйре. Для чего нужны беринбау и агого, почему капоэйристы берут себе вторые имена и какие упражнения помогут развить пластику и ловкость у спортсменов? Расскажем в выпуске “Третье место. Капоэйра”.

Маргарита Махрова, любитель боевых искусств: “Считается, что этот вид искусства изобрели беглые рабы в Южной Америке. Он сочетает в себе элементы акробатики, борьбы и даже танца. Сегодня мы расскажем вам о капоэйре, а поможет нам в этом тренер-инструктор Сергей Худяков и его бравые капоэйристы”.

Федерация капоэйры Владимирской области и школа Capoeira Portão de Ouro тел. 60-07-73, сайт:https://www.capoeira33.ru

-Сергей, с чего начинают у вас новички?

-Дети или взрослые?

-Это разные категории?

-Да, у нас есть детские и взрослые группы.

-Что объясняете детям, начальный уровень, как у меня?

-Детям мы начинаем с игры, разные виды тренировки. В этом зале мы начинаем с игры в мячик на координацию. С детьми мы изначально не углубляемся в технику капоэйры, а прививаем любовь к спорту и к капоэйре в частности. Поэтому, мы прививаем им сразу круг разнообразных движений, развиваем координацию и пластику. Затем у нас идёт разминка и для начинающих, и для продолжающих, потом работа в парах. То есть и новички и опытные выполняют примерно одни и те же движения, но уровень техники отличается.

История Капоэйры начинается в Южной Америке 18 века. В Бразилию привозили чернокожих рабов из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабовладельцы обращались с невольниками очень жестоко и те стали убегать в леса, где со временем создали свободные поселения. Там, как раз, и зародилось искусство капоэйры. В нём соединились элементы африканского ритуального боевого танца «нголо» и элементы уличной борьбы. Долгое время капоэйра была вне закона из-за того, что считалась увлечением низших слоёв общества, своеобразной формой сопротивления всех угнетаемых людей. С тех времён сохранилась традиция присваивать капоэйристам клички на основании их особенностей, свои настоящие имена люди скрывали, чтобы их не могли поймать власти. Только в начале 20 века после военного переворота в Бразилии капоэйру легализовали. Там открыли первую официальную школу под руководством Местре Бимба. Он основал стиль капоэйры «Лута Режионал Байана», который отличался системой быстрых, эффектных движений и ударов. Примерно в это же время был основан ещё один знаменитый стиль «ангола» мастера Пастиньи, с низкими переходами между элементами и особой тактической манерой ведения игры – использованием хитрых обманных движений.

Тенденция к смешению сильных черт разных школ проявилась в стиле контемпоранья. Он сочетает разнообразные виды низких и высоких ударов, классические и современные техники. В 21 веке капоэйра популярна во всём мире. С 2014 года этот вид искусства находится под охраной ЮНЕСКО.

Сергей Худяков, тренер-инструктор: “В настоящее время капоэйра во всём мире развивается как игровой вид искусства: диалог двух людей посредством ударов, перемещений, танцевальных элементов. Танцевальные элементы больше относятся уже к стилю. Когда человек давно занимается, лет 15 уже, например, у него появляется свой индивидуальный стиль”.

Маргарита Махрова: Давайте попробуем тогда выполнить упражнения разминочного характера, что вы выполняете вместе ребятами.

-Давайте.

Заниматься капоэйрой можно, начиная с 4 лет. Капоэйристы всё время находятся в движении. Сейчас выполняем элемент «джинда» – один из основополагающих в капоэйре.

Маргарита Махрова: А движения должны быть размашистые, широкие?

-Да, это индивидуальный стиль, а теперь то же самое, с приставным шагом.

– Босиком нужно заниматься для лучшей фиксации с полом?

-Да, это традиция, в Бразилии занимаются босиком, а вот, например, есть стиль капоэйра Ангола, там занимаются в обуви, чтобы подчеркнуть, что у них есть деньги.

– Движение «финт», ногу ставим и обратно.

Финт-обманка, это движение используют, чтобы обхитрить соперника и провести приём. На разминке важно хорошо разогреться – «разбудить» всё тело: ноги, руки и корпус. Во время тренировки выполняем самые разные группы движений.

-Идём назад, сейчас мы будем имитировать походку животных. Будем идти, как кошка. Движение «Кошка», как мы делали и «паук», как сейчас очень много применяются в капоэйре. И так же назад спиной, не врезаясь друг в друга.

Все движения в капоэйре очень органичны, потому что их подсказывает сама природа. Сразу вспоминается мультфильм «Король лев», где животные так похожи на людей. В философии капоэйры очень развиты дружеские отношения. На занятиях спортсмены должны чувствовать себя частью единой команды. Начинающие капоэйристы, как я, тянутся за опытными и учатся, глядя на них, пусть и получается не всегда.

-Я самый медленный крабик из всей команды.

А это упражнение учит спортсменов координировать движения рук и ног.

-То есть вы переносите весь баланс на руки?

-Да, если это сложно, то мы используем для детей такое упражнение, как «жираф», ходим «жирафом». Это уже почти то, что мы делаем.

А это движение называется «кокорини» – маленький мостик». Его нужно освоить для того, чтобы потом ловко переходить в разные позиции для бросков. Одна из самых типичных боевых связок – удар, он выполняется через основной ход –джинду. Тренируют спортсмены и уклонение от удара.

-Один наносит удар, а второй делает уход – самое простое, базовое движение, его могут выполнить все: и дети, и взрослые. Но это уже взаимодействие, уже парная работа.

Освоить боевой приём попробовала и я. В капоэйре удары отрабатываются и левой и правой ногой. Так же, как и уклоны.

В капоэйре не так ценится мощность удара и поражение соперника, сколько красота приёма, хотя во время реального поединка удары наносятся вполне серьёзные. Хватать и удерживать противника – «плохой тон». Если произошёл захват, нужно доводить его до конца и делать подсечку. В капоэйре существуют разные виды бросков, например, «тезора», переводится как «ножницы».

Спортсмены одеты в специальную форму для занятий: футболки и широкие штаны. Мастерство капоэйристов отражается в системе поясов – кордау. Всего их 12. Они отличаются по цветовой гамме, которая отражает колорит национального бразильского флага (белый-алуну, желтый-батизаду , зеленый-градуаду, и синий -формаду). Те, кто проходит весь курс обучения получают красный пояс –монитор, затем идут высшие ступени кордау коричневого и чёрного цвета нескольких степеней. Ранги присваивают после выполнения физических и технических нормативов. А заниматься этим искусством начинают по разным причинам. Например, наш тренер Сергей Худяков, в 2006 году увидел шоу капоэйристов, был покорён их мастерством и решил, что может не хуже. Романа Бедина на занятия вдохновила мама.

Роман Бедин, капоэйрист: “Однажды мама пошла на капоэйру и я попросил её взять меня с собой, так я и узнал об этом искусстве. Мне нравится, что в нём всё свободно, можно играть с другом, выражать эмоции”.

Наталья Рычкова, капоэйрист: “Нравится вот эта семейность, это друзья, большая компания, у нас много кто занимается, приходят с детьми. Это завораживающе, интересно. Сначала, может быть, не всё понятно, но потом, ты уже вливаешься, начинаешь общаться с людьми, которые этим занимаются, выезжаешь на семинары и влюбляешься, каждый раз открываешь что-то новое”.

Каждый находит в капоэйре что-то своё. Кстати, спортсмены часто называют этот вид искусства игрой. Действительно, поединки проводят в тесном кругу «роде» под традиционную музыку и ритмы. Пары спортсменов состязаются друг с другом, проводя интересные приёмы. В тот момент, когда их представление затухает, их сменяют или «выкупают» следующие участники. В капоэйре используют шумовые, духовые и струнные инструменты – бразильский бубен пандейру, колокольчики агого, инструменты кошейшу. Ритм может быть более агрессивный или наоборот, игровой.

-Это у нас детский беринбау, привезён из Бразилии, это тыковка, её и у нас можно вырастить, это верка – делается из дерева беринба, похоже на наш орешник, струна достаётся из корды автомобильной шины. Есть палочка, которая называется бакета. Монетка или камушек служат медиатором.

Мелодичная песня заряжает всех спортсменов. Они исполняются на португальском языке.

– В первой песенке поётся про самбу, что самба стучится в мой дом, я хочу увидеть её, это моя любовь.

Оказавшись в кругу капоэйристов, понимаешь, что ты среди друзей.

Маргарита Махрова, поклонница капоэйры: “Хотите стать сильными и ловкими и найти новых друзей? Займитесь капоэйрой”.


Добавить комментарий

  • Поделиться в соц. сетях
  • События
    Январь 2021
    M T W T F S S
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
  • Январские каникулы. 10 дней. «За» и «Против»