Какой он, типичный госслужащий?

03.04.2019

Что такое лингвистическое портретирование, и как с помощью языка можно составить представление о госслужащих региона? Сегодня во Владимире презентовали необычную монографию. Её авторы – исследователи современного русского языка, профессор Наталья Юдина и кандидат филологических наук Ольга Котлярова. Книга рассматривает наиболее типичные виды ошибок, которые совершают государственные и муниципальные служащие Владимирской области. Как создавалась монография и где её можно прочитать, узнала Маргарита Махрова.

Более 4 с половиной тысяч языковых единиц и около 2000 контекстов. Такой объёмный материал изучили авторы, чтобы составить языковой портрет государственных и муниципальных служащих региона и проанализировать наиболее типичные ошибки в устной и письменной речи. Например, с высокой трибуны нередко звучат просторечные выражения, а вот в повседневную жизнь проникают канцеляризмы из официально-делового языка. Кроме того, отмечают лингвисты, в современном русском языке все больше обезличенных конструкций. Используют их и чиновники, и простые люди.

Наталья Юдина, автор книги «Языковой портрет государственного служащего: региональный аспект»: «Безличные конструкции такого плана: “мне не спится”, “мне не хочется”, “мне не делается”. За этим скрываются какие-то смыслы, которые дают возможность человеку не брать ответственность на себя. Сегодня, к сожалению, многие из нас имеют такую тенденцию к неопределённости, она проявляется не только в конструкциях, но и в употреблении самого главного слова-паразита, слова-сорняка – “как бы”».

Слова-паразиты, неправильные ударения, ошибки в написании слов и постановке знаков препинания – это “больные места” носителей современного русского языка, в том числе и чиновников. Составители книги уверены, представителям публичных профессий, которым часто приходится быть на виду и общаться с людьми, нужно служить примером, поэтому…

Ольга Котлярова, кандидат филологических наук: “Особое внимание нами было уделено перспективам развития грамотности и этичности речи представителей органов власти”.

Идея книги, по словам авторов, появилась более 10 лет назад. В последние годы специалисты собирали примеры из устной и письменной речи чиновников. “Авторство” ошибок, по словам создателей монографии, не указывалось умышленно. Потому что задача книги не уличить кого-то в неграмотности, а научить, как говорить и писать правильно. Книга вышла тиражом 500 экземпляров. Её напечатали на базе одного из владимирских вузов, который связан с профильной подготовкой и переподготовкой государственных и муниципальных служащих разных уровней. Поэтому многим читателям монография будет полезна, как практическое руководство.

Вячеслав Картухин, директор Владимирского филиала РАНХиГС, зам.председателя ЗакСобрания области: “Мы видим, как чутко реагируют граждане на какие-то, скажем так, неправильно сформулированные мысли чиновников, которые порой имели в виду одно, а получилось нечто иное, очень непонятное. Если наши чиновники ознакомятся с этой монографией, по крайней мере, будут использовать ключевые аспекты в своей деятельности, это поможет им более правильно, грамотно и культурно выражать свои мысли”.

А скоро монография будет доступна не только в печатном виде, но и в Интернет-пространстве.




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 13 мая 2024
  • События
    Май 2024
    M T W T F S S
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66