Фрески в Успенском соборе начали реставрировать

default image
11.10.2002

В Успенском соборе реставрируют уникальные фрески Андрея Рублева- по сути единственное точно документированное произведение мастера, дошедшее до наших дней. Заказчик работ- Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а исполнители- специалисты высшей квалификации предприятия Владспецреставрация. Ими руководит Александр Некрасов- реставратор с 50-летним стажем. С Рублевскими фресками он работал неоднократно, и утверждает, что если бы сегодня не нашлись деньги на проведение реставрационных работ, завтра многие фрагменты бесценных фресок были бы утрачены навсегда. К фресковой росписи Успенского собора, созданной в 1408-м году Андреем Рублевым и Даниилом Черным, рука реставратора не прикасалась 3 десятка лет. Были профилактические работы, но небольшого объема, и общей картины они не меняли. А картина такова- уникальные фрески, аналогов которым просто нет- были в ужасающем состоянии. Краска отслаивалась пузырями, роспись покрывал слой копоти и плесени. Александр НЕКРАСОВ, руководитель реставрационных работ: “Здесь в Пасху открывался храм. И он не отапливался. На фресках лед был. Предсавляете, какое состояние. Лед отходил, и краска вместе с ним. Это была картина жуткая. Так мы плохо берегли”. Не берегли по простой причине- не было денег для полномасштабных работ. Сейчас все иначе- музей-заповедник вошел в федеральную программу “Культура России 2001-2005”. В этом году по ней получили 500 тысяч рублей. Татьяна КОЗЛОВА, зав. отдела охраны памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника: “Для музея-заповедника, который осуществляет функции заказчика, очень важно попадание в эту программу, и надежда на получение средств по этой программе даст нам возможность осуществить разного вида реставрационные работы на наших памятниках”. Как ни парадоксально это звучит, но не все реставрационные работы приносят памятнику пользу. Где-то мастер перетер, где-то перетонировал-и общее восприятие картины меняется. Но к нынешней реставрации это не относится. Александр Некрасов работал с рублевскими фресками не однажды. Путем проб и ошибок он и его коллеги из Москвы создали уникальный рецепт восстановления именно рублевских фресок. Новые материалы, светоустойчивые, долговечные и в случае ошибки легко удаляемые- гарантируют высокий результат. Но к сожалению запланированного объема работ недостаточно для того, чтобы уверенно сказать- фрескам Рублева ничто не грозит. Сейчас реставраторы спасают аварийные фрагменты- те участки росписи, что могли осыпаться в ближайшее время. Александр НЕКРАСОВ, руководитель реставрационных работ: “Мы конечно работаем с риском. С риском для здоровья. Это опасно. Вы видите- на такой стремянке чуть оступился неосторожно- и можно получить травму”. Были бы время и деньги- поставили бы нормальные леса и очистили от грязи и копоти все росписи, не только те, что на грани исчезновения. Мастер сравнивает монументальную живопись Андрея Рублева с больным человеком- лечить его нужно раз в десятилетие, а профилактику проводить постоянно. Но заботиться о фресках ежедневно не получается. Собор в двойном подчинении- музея и епархии. Температурный режим не соблюдается, в храме, несмотря на запрет, используют вредные стеариновые, а не восковые, свечи. Плюс копоть от колорифера, отапливающего собор. Да и сами верующие невольно уничтожают драгоценную живопись. Александр НЕКРАСОВ, руководитель реставрационных работ: “Ни молятся и эти фрески достают платком или еще чем. Влага. И конечно чтобы режим, надо как? Раз идет дождь, то пускать уже нельзя. А это здесь не соблюдается. И не будет соблюдаться, потому что храм. Мало того- еще раскроют центральные ворота. Владыка въезжает- а это как раз под сводами фресок. Ну что делать?” А делать нужно следующее- в первую очередь залатать дыры в крыше собора- чтобы вода не заливала своды. Раскошелиться на кондиционер- только нормальное отопление спасет рублевские фрески от разрушения. Если этого не сделать, труд реставраторов не увенчается успехом никогда. Реставрация фресок Рублева в Успенском соборе продлится еще месяц. Аварийные фрагменты законсервируют. Но проблемы это не решит. Для того, чтобы сохранить потомкам фрески Рублева, нужно реставрировать весь собор, от кровли до фасада. Удовольствие дорогое, и денег на него пока нет. Так что опасения реставраторов относительно судьбы произведения самого известного русского иконописца не лишены оснований. Анастасия Рюмцева, Евгений Журавлев. ТВ-6, Владимир.




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 25 апреля 2024
  • События
    Апрель 2024
    M T W T F S S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66