В Суздале открылась выставка древнего восточного искусства бонсай и суисеки. Красоту, созданную руками человека и самой природой, созерцал и Олег Беспалов.
г. СУЗДАЛЬ
– Старая, грубая кора лиственницы и очень тоненькие, нежные цветочки камнеломки…
Расхожее мнение о том, что японцы придумали бонсай из-за того, что у них мало земли, ошибочно по меньшей мере вдвойне. Во-первых, придумали его китайские монахи. Во-вторых, размер действительно имеет значение, но дело тут вовсе не в экономии пространства.
Андрей ДАРУСЕНКОВ, АВТОР ВЫСТАВКИ (БОНСАЙ): «Я думаю, это, наверно, связано с какой-то восточной философией, с дзен-буддизмом, с желанием как бы создать некую миниатюру жизни перед собой и искать в этой миниатюре ответы на какие-то вечные вопросы».
Опять же – склонность восточных народов к созерцанию. Если японец или китаец может часами любоваться красиво начертанным иероглифом, то и вселенную от сможет увидеть в каждой травинке. У носителей русского менталитета при взгляде на крошечные деревца тоже возникают извечные вопросы, но они намного приземленнее – например, как вообще можно вырастить такую малютку.
Андрей ДАРУСЕНКОВ, АВТОР ВЫСТАВКИ (БОНСАЙ): «Обрезка в бонсай – это умелое перераспределение энергии. Если растение растет в основном макушкой, то мне нужно сдерживать эту макушку, чтобы нижние ветки росли росли лучше».
И вот тут сразу нужно сказать, что бонсай не терпит садоводческого к себе отношения. Это искусство, и его главное предназначение – радовать глаз и вызывать эмоции. И начинать бонсай с ростка бесполезно – до результата можно и не дожить.
Андрей ДАРУСЕНКОВ, АВТОР ВЫСТАВКИ (БОНСАЙ): «Можно найти в природе – особенно, в местах, которые постоянно подвергаются воздействию человека. Скажем, вдоль линий электропередач или вдоль железных дорог деревья постоянно обрезаются, и там можно найти какие-то интересные коряжки – еще живые – из которых можно сформировать что-то весьма интересное».
Камни – также часть восточной философии. И они, конечно, тоже представлены на выставке в Николаевском посаде Суздаля. Посмотреть на камень для японца – это заглянуть в самого себя, поэтому подставки под камнями в искусстве суисеки почти не видны. А у китайцев – наоборот: подставка и камень дополняют друг друга, как картина и рама. И каждый увидит в этой картине что-то свое.
Михаил БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, АВТОР ВЫСТАВКИ (ГОНГШИ И СУИСЕКИ): «Китайцы называют это не то что четкостью образа, а очень красивым словом “рифма”. А рифма в их понимании – это высшее проявление божественного. То есть жизнь присутствует везде – даже в камне».
К слову, в Китае сейчас камней уже и не найти – все собрали. Там вообще считается дурным тоном приглашать гостей в дом, где нет образца такого вот искусства.
– С одной стороны – Будда. С другой стороны – это борьба добра и зла. Инь – янь.
https://youtu.be/