Владимирская область вновь становится плацдармом для экспериментов. Если будет удачно реализован пилотный проект транспортной реформы, его возьмут на вооружение в остальных регионах России. Разработчики реформы уверены, что в условиях рынка общественный транспорт не может работать по старым законам. Предполагаются радикальные изменения во взаимоотношениях между перевозчиками и местной властью.
Пилотный проект транспортной реформы для Владимирской области по заказу минтранса России разрабатывала московская корпорация. Затем с учетом местной специфики вносили изменения и поправки. В общей сложности над документом трудились полтора года. Суть реформы – создать в сфере общественных пассажироперевозок адекватную рыночным условиям нормативно-правовую базу. До сих пор и перевозчики, и власти работают по законам, принятым еще в эпоху централизованной системы управления. Что создает конфликтные ситуации, разрешить которые в рамках устаревших норм невозможно.
Леонид УСКОВ, зам.директора департамента транспоррта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области: “В настоящее время работает рынок. Условия тоже рыночные. Так вот, рыночные условия нужно регулировать рыночными законами. Данный закон как раз и предполагает внедрение рыночных механизмов в организацию транспортного процесса перевозки пассажиров на территории Владимирской области”.
Новые механизмы предполагают узаконить работу и частных, и государственных перевозчиков только по условиям открытых конкурсов. Ввести жесткое тарифное регулирование пассажироперевозок и обязать власти всех уровней компенсировать перевозки льготников. Реформа затронет и систему оплаты проезда. Разработан новый механизм сбора выручки. Дабы избежать многочисленных нарушений как со стороны перевозчиков, укрывающих часть средств, так и пассажиров, использующих поддельные проездные документы, будут введены единые электронные смарт-карты.
Леонид УСКОВ, зам.директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области: “Интересы пассажиров этим законом защищены в первую очередь. В первую очередь интересы пассажиров. Потому что пассажир, садясь в транспортное средство, должен быть уверен в своей безопасности. А для этого допуск перевозчика на маршрутную сеть осуществляется с определенными условиями”.
Условия конкурсного допуска не драконовские: наличие лицензии, победа в конкурсе и договор с муниципалитетом.
Леонид УСАКОВ, зам.директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области: “Это борьба не за пассажира, а за рынок. То есть за право работать на конкретном маршруте. В настоящее время пропагандируется другие условия – борьба за пассажиров. Езжай куда хочу, вози кого хочу, лишь бы было выгодно перевозчику. Вот это неправильно с точки зрения государства”.
Сегодня проект закона “Об организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования” презентовали депутатам Законодательного Собрания. Революционный документ вызвал множество вопросов. Но в целом, необходимость реформировать общественный транспорт признали все и единогласно приняли закон в первом чтении. Детальная работа над каждым пунктом и окончательное утверждение отложено до февраля.
Сергей Головинов, Владимир Чучадеев. ТВ-6 Владимир.