Умение грамотно ударить по мехам всегда ценилось в народе. Гармонист – первый парень на деревне, главный и самый завидный жених. Таковых умельцев жать на клавиши на все село приходилось всего несколько человек. Кто развлекал молодежь, а кто веселил народ постарше. Ни один праздник не обходился без удалого, залихватского голоса гармони. О том, как лет пятьдесят назад сельская молодежь отдыхала после трудового дня, остается только вспоминать.
Раиса СИМОНОВА солистка клуба “Играй гармонь”, г Кольчугино:
“Я была первая девка на деревне. Голосистая, заводистая. Я выхожу из дома, и я запела. На одном конце запела, на другом конце меня было слышно. У меня голос ужасный. Как песни мы запели, гармонист выходит и садится, вот как было раньше на селе.”
Лучший инструмент тот, что сделан не на фабрике, а умельцем-кустарем. Гармонь создается специально под голос солиста. Геннадий Дворецкий не расстается с гармонью 73 года. Нажимать на кнопки научился еще в трехлетнем возрасте. В его домашней коллекции порядка 15 инструментов. На фестиваль привез самые любимые. Белую гармонь смастерил сам лет 25 назад. И за это время гармонь не охрипла, не потеряла ни одного голоса. С ней же, с “белой”, выступал у Заволокина. Украсить певунью тоже надо с умом. Чем богаче и краше одет инструмент, тем больше он ценится. А хозяину такой гармони – честь и почет.
Геннадий ДВОРЕЦКИЙ руководитель трио “Частушки”, п. Энергетик:
“Она очень стойкая, очень веселая. Мы однажды выступали в колхозе “Власть советам”, мне за нее давали, председатель колхоза Анатолий Иванович, отдавал совхозную новую машину. 69 вездеход. Я пожалел ее даже за машину. Она у нас везде победительницей считается, эта белая. За нее очень много охотников.”
Большое собрание умельцев поливать по клавишам было посвящено памяти по истине народного и первого гармонитса России Геннадия Заволокина. Пригласить в гости нынешних руководителей народной программы “Играй, Гармонь” Анастасию и Захара Заволокиных хотели еще на день города. Но средства не позволили. Многие из собравшихся снимались в передачах Заволокина и знали его лично. Говорят, что со своими артисами он был строг. Не давал спуску и незнакомым музыкантам. Съемки длились часами. Сегодня у многих говорить о Заволокине в прошедшем времени не получается.
Владимир ГЛАЗУНОВ гармонист золотой десятки России, Нижний Новгород:
“Он всегда притягивает тем, что он очень простой. Даже если ему что-то не нравится, он вида не подаст. Он это сделает так культурно, даст возможность выступить человеку. И человек сам поймет, что он сыграл не то может быть. Он улыбнется, просто вот так вот покажет, если была обида какя-то, она сразу проходит.”
Геннадий ДВОРЕЦКИЙ руководитель трио “Частушки”, п. Энергетик:
“Он ужасный любитель был всего этого, Геннадий Дмитрич. Вот в чем дело то. Он до того гонял нас всех, там было человек 500, всех нужно было заснять, все сделать, вот в таком духе.”
Старшее поколение, выросшее на гуляниях под гармонь и пляски с частушками, до сих пор помнит, как выходили на круг, плясали “краковяк”, “подгорные”, “семеновну” и елецкие пляски. Сегодня одни названия танцев звучат, как китайская грамота. А ударить по клавишам способны разве что старики. Молодежь к гармони не приучена.
Элеонора Лемм, Сергей Мальянов ТВ 6 Владимир.