Третье место. Камерный струнный оркестр

29.11.2016

“С музыкой по жизни” – такой девиз очень подходит героям нового выпуска “Третьего места”. Мы отправились в одну из старейших музыкальных школ России и познакомились с участниками Камерного струнного оркестра. Когда дирижёры стали использовать палочку, каким голосом “говорит” скрипка и что нужно для того, чтобы научиться играть в оркестре? Расскажем далее.

Маргарита Махрова, сторонница музыкального образования: “Мы пришли в одну из старейших музыкальных школ России. Она носит имя знаменитого композитора, нашего земляка, Сергея Ивановича Танеева. Школе более ста лет, в ней изучают музыкальную теорию, учатся играть на разных инструментах и занимаются вокалом”.

История первой в губернии музыкальной школы началась 1 сентября 1912 года. Она открылась в виде частного учебного заведения под руководством музыканта Петра Алексеевича Ставровского. В программу обучения входила игра на скрипке и фортепиано, история и теория музыки, хоровое и сольное пение. Музыкальная работа пошла так успешно, что всего через два года после открытия учебного заведения её преобразовали во Владимирское отделение Императорского русского музыкального общества. За годы существования школа, несколько раз переезжала в разные здания города, менялось и её название. Имя знаменитого композитора Сергея Ивановича Танеева, который родился во Владимире, учебному заведению присвоили в 1962-м году. С тех пор ученики и педагоги школы с гордостью называют себя «танеевцами». Юные музыканты успешно выступают на региональных, всероссийских и международных конкурсах. Сейчас в учебном заведении 6 отделений: теоретическое, фортепианное, народное, хоровое, эстрадно-джазовое и оркестровое.

Маргарита Махрова: Сегодня мы познакомимся с камерным струнным оркестром. Им более 40 лет руководит Василий Васильевич Минкин. Василий Васильевич, расскажите, пожалуйста, как начался ваш путь к музыке.
-Семья моя, мои родители были очень близки к музыке, а в основном, нас было шесть детей и все стали музыкантами. Две пианистки, три дирижёра, я – скрипач.

Василий Васильевич Минкин всю жизнь дружит с музыкой и помогает своим ученикам освоить скрипку – сложный музыкальный инструмент, который он сам полюбил с детства.

Василий Минкин, руководитель струнного оркестра: “Она мне просто очень понравилась и звук и, потом, передачи были по радио, мы ходили на концерты, мама нас водила и мне всегда нравился этот инструмент”.

Получается, приучать ребёнка к хорошей музыке нужно с самого раннего возраста: ходить на концерты, рассказывать про знаменитых композиторов – так и проснётся интерес. В камерный струнный оркестр берут ребят с хорошим слухом. Он состоит из скрипок, альтов и виолончелей, аккомпанирует музыкантам рояль. Все инструменты – родственники по происхождению и конструкции: они относятся к струнным, смычковым.

Василий Минкин, руководитель струнного оркестра: “Это душа, это голос человека, альт, скрипка, виолончель – человеческий голос. У всех инструментов определённые партии”.

Для того чтобы играть на струнных инструментах нужен очень хороший слух и, конечно же, трудолюбие. Чтобы столько музыкантов смогли играть в едином оркестре, они должны знать несколько секретов.

-Секрет оркестра – слушать друг друга постоянно. Каждый из музыкантов должен представлять партию другого инструмента, чтобы слышать, как это в совокупности звучит.

Камерный струнный оркестр появился в музыкальной школе, практически сразу после открытия. Уже тогда исполнителям удавались сложные произведения.

Антонина Пшенцова, участник струнного оркестра, педагог музыкальной школы: “Там был чуть ли не симфонический оркестр, они исполняли отрывки из оперы Верди «Травиата». То есть это серьёзное, взрослое произведение, спустя всего три четыре года после открытия школы. С тех пор, практически и существует этот оркестр”.

Обычно, дирижёр управляет оркестром с помощью специальной палочки, которая делает его движения более заметными. Считается, что палочка появилась в 19 веке. Придумал её знаменитый немецкий скрипач и дирижёр Людвиг Шпор. В 1820-м году он вышел на концерт с листом бумаги, свернутым в тонкую, как палочка, трубку. До этого момента музыканты дирижировали широкими листами бумаги или свёрнутыми нотами.

Василий Минкин, руководитель струнного оркестра: “Есть длинные такие палки, я их не люблю, если работаешь с пультом, пюпитром, постоянно цепляешься. Вот эта небольшая, удобно очень. Некоторые палочки длиннее, некоторые короче, кто-то вообще дирижирует карандашом или руками. Например, Юрий Башмет”.

Вообще, дирижёру оркестра нужно быть не только хорошим музыкантом, но и психологом, ведь с творческими людьми может случиться всякое. Управлять струнным оркестром попробовала и я, вот что из этого получилось…

В нотах для оркестрантов прописаны определённые партии для первых, вторых и третьих скрипок. Глеб Панов исполняет партию первой скрипки. Размер музыкального инструмента зависит от возраста скрипача. Например, скрипка Глеба – четверть взрослого инструмента.

Глеб Панов, участник оркестра, 6 лет: Вивальди “Концерт”.

-А почему?

-Просто мне нравится, как он звучит.

-А ты хочешь дальше музыкой заниматься или это важная часть твоей жизни, но профессию другую выберешь.

-Ну, я ещё пианистом, ещё хорошо пою. У меня сразу три профессии будет.

Скрипка – очень мелодичный и красивый инструмент. Она состоит из грифа с колками, корпуса и четырёх струн. Для того чтобы извлечь звук, музыкант зажимает ноту на грифе и проводит по струнам смычком.

Маргарита Махрова: Сейчас будет небольшой мастер-класс от Юлии Васильевой. Юля, покажите, пожалуйста, как правильно взять скрипку. Как нужно держать, не дрожать смычком?

-Правильно держать инструмент вот так, попробуйте.

-Какой чистый звук, это моё первое скрипичное «ля» А теперь, как звучит в руках мастера: «Ля, пожалуйста!». Этому мне придётся долго учится!

Кто-то любит скрипку, а кто-то предпочитает виолончель. Например, Влада Краснощёкова, этот инструмент покорил ещё в детском саду.

Влад Краснощёков, участник оркестра: “Ко мне пришёл мой нынешний учитель и сыграл. Нам очень понравилось. Пришёл в музыкальную школу. С тех пор начал заниматься.

Музыканты считают, что инструменты звучат, как голоса людей. Скрипка говорит высоко, как женщина, а виолончель басит, как мужчина. Например, так звучит кусочек гаммы «мужским» голосом.

Влад Краснощёков, участник оркестра: “Если ты только начинаешь учить какое-то произведение, то, конечно, очень много возникает проблем, а когда ты его уже играешь, то пальцы уже сами всё запоминают”.

Чтобы освоить музыкальное произведение, его нужно «пропустить через себя» и осмыслить. Как говорится, тяжело на репетициях – легко на концерте.

Маргарита Махрова, любительница музыки: “Идти с музыкой по жизни, пожалуй, этот девиз походит нашим героям. Если вы тоже с ним согласны, почаще обращайтесь к хорошей музыке”.

https://youtu.be/jrMVE57 _M




Связанные теги:
  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 18 апреля 2024
  • События
    Апрель 2024
    M T W T F S S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66