Почему в городе подделывают рейтинги

default image
29.10.2002

Во время выборов огромную роль играют организации, проводящие социологические исследования, а также средства массовой информации. Первые составляют рейтинги канидатов, вторые их публикуют. До официального старта думской кампании 2003 года еще далеко, поэтому пока вопросов “за кого вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись завтра” не задают. Социологи занимаются рутинной работой – проводят маркетинговые исследования и определяют рейтинги средств массовой информации. Опросы проводят исключительно для рекламодателей. Значительная часть исследований является результатом серьезной работы, но встречаются материалы, которые вызывают массу вопросов. Пик активности организаций, проводящих социологические исследования приходится на предвыборную пору. В остальное время они изучают реакцию общества на те или иные события и явления, происходящие в стране, проводят маркетинговые исследования. Точное количество владимирских фирм занимающихся социсследованиями неизвестно. Для данного вида деятельности необязательно иметь лицензию или аккредитацию, соответственно нет и госструктур, ее курирующих. Юрий ПРОХОРОВ, директор Владимирского регионального центра Института Социологии РАН: “Кураторов таких у нас нет, и слава Богу, потому что, как только появится куратор, появляются у них внутренние интересы свои какие-то, т.е. мы будем работать не на истину, а на хозяина”. Вместе с тем, складывается ситуация, что проводить социологические исследования может кто-угодно. Юрий ПРОХОРОВ, директор Владимирского регионального центра Института Социологии РАН: “Появляются фирмы однодневки, скажем, появились, написали, рейтинг выдумали, и тут же они исчезли, потому что прошли выборы, рейтинг не подтвердился, потому что фирма несостоятельная. Или какие-то вещи просто невооруженным глазом видно, не проходят. Здесь нужно быть профессионалом, которые будут все делать по науке. Если просто случайный человек – будет видно, что шито белыми нитками на черном”. До выборов еще далеко, поэтому сейчас в основном проводятся исследования популярности городских СМИ. Здесь есть как серьезные материалы, так и не очень. Классический пример непрофессионализма, продукция одного издания, судя по названию, претендующего на серьезность и влиятельность. В брошюре приводятся рейтинги по состоянию на сентябрь. Тираж всего 999 экземпляров. Главное не кто кого и как часто смотрит, слушает или читает, а насколько грамотно все сделано. Рейтинги представлены на основе мнения 100 человек. При таком количестве опрошенных погрешность может составить не 3-5 допустимых процента, а все 20. Кроме того, в исследовании есть ряд перлов. Так в разделе радио их сразу два. Указывается, что 4 процента опрошенных иногда и редко слушают уже несуществующие радиостанции – Студия М и Ностальжи. Дальше – больше, все респонденты заявили, что они никогда не читают продукцию радиостанций. Так в текстке. Несмотря на всю сдержанность комменатриев, профессионалы испытывают недоумение от подобного подхода к работе. Юрий ПРОХОРОВ, директор Владимирского регионального центра Института Социологии РАН: “Ведь как ни странно, выборка мало зависит от численности населения города. Вот для России 1500 человек опрашиваются, и для Владимира – 1500 человек, ну может быть 1000, это будет нормально. Меньше брать, 100 человек опросить, результаты будут весьма и весьма приближенными, и говорить, что-то серьезное о них неправильно. Тут разделять надо, напечатать можно все, что угодно. Но к социологии это никакого отношения не имеет, это имеет отношение к авторам, которые что-то взяли написали”. Тираж брошюры указывает на то, что она расчитана на узкую группу лиц. Обывателю данные рейтинги не интересны – обманули только предпримателей, желающих разместить рекламу в передачах наиболее популярных СМИ. Настораживает другое. Во время выборов результаты различных социологических исследований будут появляться, как грибы после дождя, и тогда они будут ориентированы на большую часть населения. Ведь публикация предвыборных рейтингов один из способов агитации. Впрочем, как считают социологи, фирмы однодневки не смогут подорвать доверие к серьезным исследованиям. Петр Фокин, Владимир Чучадеев. ТВ-6 Владимир.




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 16 апреля 2024
  • События
    Апрель 2024
    M T W T F S S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66