История кукол в центре народного творчества

15.01.2002

В доме народного творчества работает выставка московского мастера кукольных дел Галины Масленниковой. Кукольные композиции, саночки, коромысла, прялки воспроизводят жилище и уклад жизни крестьян России. В изготовлении кукольных костюмов использованны ткани и материалы преимущественно с фабрик, имеющих вековые традиции производства. Сами куклы и аксессуары к ним изготовлены тоже из натуральных материалов. Отделка утвари выполнена в народных традициях. Кукла приходит в нашу жимзнь если ни с первых дней жизни, то с первыми шагами. Куклы наших прабабушек не отличались особыми изысками, фарфоровыми личиками да нарядными костюмами. Самой первой куклой ребенка становилась так называемая крутка, она же служила оберегом. Куклы эти были без лица. Говорят, чтобы не сглазила. Но это в деревнях. А вот городские девчонки имели возможность получить в подарок нарядных красавиц. Делала их жена известного мецената Саввы Мамонтова еще в 1880 году. Милые мордашки поставлялись из-за границы и были фарфоровыми. Но лицо заграничной фрау плохо сочеталось с русским национальным костюмом и лица для милашек стали делать у нас, только из гипса. Пик расцвета артельного производства кукол пришелся на дореволюционное время и 20-30 годы прошлого века. Как и положено по законам артельного существования куклу создавал ни один мастер, а целая бригада. Кто костюм шил, кто кукле макияж наводил, кто туфельки бисером вышивал. С расцветом промышленности, утонченные черты гипсовых барышень сменили резиновые и пластмассовые маски. И с тех пор кустарная кукла если не умерла, то была забыта. И только 10 лет назад мастерица из Москвы Галина Масленникова смогла привлечь к работе над куклами и объединить в своей мастерской около 50 художников, скульпторов, керамистов, швей, резчиков по дереву и мастеров художественной росписи. Кукол, а с их помощью и быт старой Руси демонстрирует нынче Центр народного творчества. Зимние святочные гуляния застывают в гипсовых лицах и воссоздают картины Гоголевских сцен. В стоп-кадре словно замерзли ряженые, скоморохи, слегка подуставшие граждане, и просто веселая ребятня. Не остались без внимания и царственные особы. Работа безусловно тонкая, ведь надо добиться не только портретного сходства, но и передать характер исторического лица. Для этого форму многозначной личности ваяют в пластелине или глине, а потом заливают гипсом. Для царской семьи специально создавали кукол разных национальностей, видимо, чтобы цари народ свой разуметь могли. Но вряд ли мог похвастаться Александр второй или Петр третий, что хаживал в крестьянскую избу и угощался кушаньем из печи. Но на выставке нашли временное пристанище не только куклы, но и старинные предметы некукольного происхождения, свидетели того времени. Есть здесь мышеловка, ею конечно не убьешь несчасную искательницу легкой наживы, но оглушить ее можно. Древняя бутыль для горилки и самоварчик мирно сосуществуют с прототипом соковыжималки. На этой выставке убеждаешься, что миксеры и стиральные машины- это издержки цивилизации. Все оказывается нашими предками славянами было придумано очень давно. Элеонора Лемм, Евгений Журавлев. ТВ-6 Владимир.




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 28 марта 2024
  • События
    Март 2024
    M T W T F S S
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66