Уже второю неделю не утихают споры по поводу проекта закона о русском языке. Одни утверждают, что сквернословие неискоренимо, другие наоборот считают бранные слова неотъемлемой частью великого и могучего. Пока закона нет, в общественных местах каждый разговаривает, как хочет. Во Владимире уже есть яркое подтверждение того, что закон действительно необходим. Студенты Владимирского филиала Нижегородского государственного лингвистического университета и профессионального лицея №7 не могут найти общий язык. Здание лицея номер семь. На первом этаже обучаются рабочим профессиям, на втором – изучают иностранные языки. На первом этаже – учатся бесплатно, в основном дети из малообеспеченных семей, на втором – плата за обучение до 900 долларов в год. Два таких учебных заведения под одной крышей – прямой путь к внутреннему социальному конфликту.
Володя СИЛКИН, лицей №7: “К ним нет уважения от нас – от них не идет уважение к нам. Потому что они старше нас” .
Галина ШЕВЧЕНКО, студентка Владимирского филиала НГЛУ: “Ну, конечно, отделяться не хочется, тем более нельзя, я считаю, делить всех людей – мы, вы. Мы все одинаковые, мы ровесники. Но с другой стороны, отношение их хуже к нам: возможно, это в чем-то непонимание, возможно, зависть. Желание утвердиться в наших глазах”.
Наташа ДОРОНИНА, студентка Владимирского филиала НГЛУ: “Может быть, потому что у нас университет платный, кто-то, может, тоже хочет здесь учиться, но не имеет возможности, хотя на самом деле здесь учатся студенты, которые этого достойны. Дело вовсе не в деньгах, а в знаниях”.
Артем БАЛАШОВ, лицей № 7: “Ну, они как-то сами вопросы с высока поставляют. Ну типа – как будто мы не такие богатые, как они”.
Оля ДУДОРОВА, лицей №7: “Например, познакомиться хочешь – зачем тебе это все, мы ни скем не знакомимся. А вот есть некоторые пацаны – добрые, культурные. Сразу с ними познакомиться можно, я вот с одним познакомилась – зовут Рома. Он уже бросил учиться – говорит, трудно ему здесь”.
Сергей МАЛИНИН, лицей №7: “Ну мне вон о них говорил один пацан. Типа они там это… ну .. учатся хорошо”.
Но кроме социального неожиданно для всех возник еще и конфликт языковой. Ученики двух заведений не всегда понимают друг друга. И дело не только в тезаурусе студентов университета. Лицеисты – ребята простые, и в выражениях не стесняются. При выборе слов они зачастую следуют известному рекламному слогану “Все дело в перце”. “Перчить” начинают на рабочем месте: чем запоминать все эти названия – шпиндель, задняя бабка, передняя бабка, метчик, заготовка – можно подобрать более простые и доступные эквиваленты. И никто даже не задумывается,что слова эти нецензурные – просто так легче друг друга понять. У лингвистов же в качестве инструмента сам язык, и они считают, что ненормативная лексика этот инструмент только портит.
Женя ТОРМОЗОВ, студент Владимирского филиала НГЛУ: “С этими ребятами иногда мне просто неприятно говорить. Когда мы сидим в столовой, и я краем уха слышу, как они общаются – мне не хотелось бы разговаривать с такими людьми. Через каждое слово употребляется ненормативная лексика: ощущение,что эта лексика употребляется как связь, т.е. я думаю, без этих слов-то она вообще получится куцая и совершенно некрасивая”.
Галина ШЕВЧЕНКО, студентка Владимирского филиала НГЛУ: “Допустим, проходя мимо лицеистов, можно услышать грубые выражения в наш адрес. У меня неоднократно возникали конфликты с учащимися лицея. А наш язык – я думаю, мы немножко по-другому выражаемся, тем более студенты иняза, – мы некоторые слова заменяем иностранными выражениями, т.е. нам легче так понять друг друга. Мы обходимся без грубости”.
Наташа ДОРОНИНА, студентка Владимирского филиала НГЛУ: “Язык? Ну мы, наверное, покультурнее выражаемся”.
Володя СИЛКИН, лицей №7: “Разговорная речь у них – всякого мата побольше, чем у нас, потому что они пределов не имеют в своем разговоре”.
Оля Запалова, лицей №7: “У них речь более такая заумная, спокойная такая. Они постоянно общаются на своих языках. А здесь, мне кажется, все как-то попроще”.
Артем БАЛАШОВ, лицей №7: “Слова, да – они у них более это – эстетичные. Ну для нас – для повседневной жизни – это не на русском”.
И ни одна из сторон уступать не хочет. Правда, лицеисты оказались сговорчивее и пару иностранных выражений из школьной программы все же припомнили.
Оля ДУДОРОВА, лицей №7: “Ich heisse Olya – Меня зовут Оля. – У меня большая семья – My name ist gross”.
Такая вот загогулина получается: на втором этаже учат языки иностранные – и не признают все богатство родного. На первом этаже виртуозно используют трехэтажный русский, правда зачастую только им и ограничиваются. Истина как всегда посредине – в данном случае где-то между первым и вторым этажом.
Сергей Щедрин, Михаил Мухин. ТВ-6 Владимир.