На первый взгляд у проекта странное название “Жалоба как подарок”. Подарок для кого? Конечно, для нас, в один голос говорят банкиры. Жалобы от граждан – это возможность не только растолковать конкретную ситуацию, но и рекомендовать, как избежать попадания в неприятности в будущем.
Жаловаться можно практически на всех, кто оказывает финансовые услуги – на банки, организации, дающие микрокредиты, даже на тех, кто выдаёт полисы ОСАГО. На сектор страхования приходится больше всего жалоб – 78%.
Центробанк гарантирует восстановление прав обратившегося (источник) . В частности, по жалобам на страховщиков возбуждаются административные производства. Нарушители получают предписания.
На почти 40% жалоб, поступивших в Банк России, ответ даётся в первые два дня. Если обращение типовое, то гражданин может получить ответ и через 40 минут. Такой оперативности не мешает то, что таких Центров по обработке обращений граждан на всю Россию только два. Первый открылся полгода назад в Саратове, и второй сегодня во Владимире. Региональная власть это приветствует. Финансовую грамотность люди должны повышать. Тем более, буквально через месяц для этого появится серьёзный повод – государство выпускает облигации федерального займа для населения под 8,5% годовых.
Количество обращений граждан за последние три года увеличилось в три раза: с 33 тысяч в 2014 – до 100 тысяч в 2016. Банк России это приветствует и готов повышать финансовую грамотность населения даже в режиме онлайн. Скоро он запустит мобильное приложение, в котором будет отвечать на вопросы граждан в форме чата.