На аэродроме “Семязино” прошел Чемпионат России по авиамодельному спорту. Чем отличаются копии самолетов от полукопий, дорого ли обходятся создателям крушения моделей и что заставляет взрослых людей на полном серьезе соревноваться в управлении игрушечными самолетиками? Дмитрий Артюх с головой погрузился в атмосферу авиамодельного спорта. Владимирский аэропорт людям, в хорошем смысле слова – “больным” авиамоделизмом, особенно москвичам, хорошо известен – ровная взлетная полоса, невысокая арендная плата. Почти 50 авиамоделей, в реальности редко встречавшихся в одном небе, встретились в эти выходные на Семязино. Импровизированный загон – как маленький музей авиации. Сергей САХАРОВ, участник соревнований: “Абсолютно разные страны, все эпохи – это и первая мировая война и вторая мировая война, битва за Карибы, и современные реактивные самолеты”. В этот раз погодные условия были близки к нелетным – из-за штормового переменного ветера, дующего поперек полосы с порывами до 20 балов. Продержаться в небе около 10 минут, выполнить 10 фигур, и благополучно приземлиться – задача, особенно для тихоходных поршневиков, сложная, если не сказать, критическая. Некоторые участники лететь не рискнули, но шоу все равно изобиловало авариями, треском крыльев и фюзеляжей. Для мастеров – настоящая трагедия. Стремлению мастерить самолеты и покорять небо подвержены и маленькие дети, и взрослые серьезные дяди, и разменявшие восьмой десяток умудренные сединами мужи. Но мастера в авиамоделизме бывают разные. Копиисты – те, кто от первой до последней детали делают модель своими руками – и в этом для них главное удовольствие. Один копиист заменяет собой целое КБ – он и историк, и конструктор, и токарь-фрезеровщик, и испытатель. На одну копию уходит от года до 6 лет. Зато такой самолет и выглядит, и звучит, и летает как оригинал. Андрей ЩЕРБАКОВ, председатель регионального отделения федерации авиамодельного спорта г. Курск: “Покупная модель – ты просто не получаешь того удовлетворения в постройке. Мы тоже любим летать – ну пошел, купил и летаешь. А тут получаешь удовлетворение именно от изготовления – то, что ты сделал своими руками и оно – твое творение – еще и действует, летает”. Другие ограничиваются доработкой покупных моделей – полукопиями. Это в основном те, кто предпочитает летать, а не возиться с чертежами и инструментами. Модели массового производства доступны, легко собираются, а в случае гибели самолета будет не так обидно. Всегда можно купить новый. Несколько тысяч рублей для фаната не деньги. Александр ОБУХОВ, участник соревнований: “Самое большое удовольствие плучают не от того что делают, а от того, что летают. Если бы удовольствия от полета не было – никто ничего бы не делал. Очень много людей ушло – потому что строить модели – тяжелое занятие. И когда строишь и она не летает – это тяжелая психологическая травма. Поэтому сначала нужно что-то, что летает, а потом уже строить”. Как бы то ни было – подобные соренования – это всегда обмен опытом, новыми открытиями. Это возможность посмотреть, чего добились другие авиамоделисты, твои друзья, учителя и даже ученики. Лев АЛЕШИН, двукратный чемпион мира по стендовому судомоделизму, г. Москва: “Это же очень важно, когда мы друг у друга учимся. И если мой ученик не обошел меня – значит я был плохим учителем. По-моему это так. Ушел дальше – молодец, расти!”. Их увлеченности можно только позавидовать. Детская романтика, помогающая отрваться от земли. Ведь любовь к авиации – любовь созидающая, любовь, уносящая высоко в небо.
https://youtu.be/