– Это Николай. От 8 до 10 лет ему. Ну, судя по тексту, всё…Тем не менее, мальчик пишет на английскиом языке свободно.
Это еще один подарок к юбилею. В этом году Владимиро-Суздальский музей-заповедник отметит своё 50-летие. По такому случаю и выставки особенные: только из солидных музеев, да такие, чего во Владимире точно больше нигде не увидишь. Государственный исторический музей тоже не смог отказать и предложил “Автографы российских императоров и императриц”. Это, конечно, не полное собрание письменных источников – их в московском музее аж 15 миллионов листов, а здесь всего чуть больше 120-ти. Зато все подлинные. Потому свет в выставочном зале Палат слегка приглушённый, чтобы не разрушить бумажные памятники мирового значения.
Алиса АКСЁНОВА, ген. директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: “Бесспорно, тут документы очень любопытные представлены сами по себе, кроме того, что…ну, конечно, об уникальности их и нечего даже говорить. И эта выставка сопровождается замечательной коллекцией скульптур практически всех исператоров и императриц”.
Сначала ликбез от сотрудников Исторического музея: автограф – это не только росчерк с инициалами, это всё, что написано или подписано лично, в данном случае царственными особами и членами их семей. Романовыми – а их за 2 века на Престоле было 14. В этой коллекции грамоты и приказы, записки и рисунки, и даже меню императорского завтрака. Здесь вся история Российской Империи: самый старый документ датирован 1703 годом. В нём Пётр I просит Новгородского коменданта выслать плотника, чтобы спустить нА воду 3 судна. А самый последний – весной 1917 – дочь Александра III пишет фрейлине о том, что её братья отреклись от престола.
Андрей ЯНОВСКИЙ, зав. отделом письменных источников Государственного исторического музея: “Здесь даже есть игра в крестики-нолики, например. Будущий император Александр III, еще бывший наследником, цесаревичем, например, играл в крестики-нолики со своей любимой супругой Марией Фёдоровной”.
Это как банк графологических данных. По почерку можно почти безошибочно определить характер человека. Правда, историки этим не занимаются. На входных билетах напишут: “торопливые каракули Петра I, “колючие” строчки Анны Иоановны, мягкая подпись “Елизаветы”, и судорожная Павла I….” У Николая I почерк уверенный, у его сына – Александра I – менее решительный. Николай II и вовсе писал калиграфически.
Андрей ЯНОВСКИЙ, зав. отделом письменных источников Государственного Исторического музея: “Я, например, считаю, что подпись императора Александра I – это просто графическое художественное произведение. Подделать подпись Александра I, ну, наверное, практически не возможно. Достаточно на неё взглянуть, насколько она хороша, оригинальна и неповторима по-своему”.
Сейчас так уже не пишут – вздыхают посетители. Таких ровных строчек и аккуратно выведенных букв не встретишь даже на самых важных документах. Да и не приветствуется это – писать от руки уже давно не модно.
https://youtu.be/