Искусство на ощупь

default image
26.05.2017

– «Борец» называется скульптура, это бронза, и у борца, чтобы пот не стекал на голове…
– Да,да, повязка!
– Вот, чтобы пот впитывала.

Понять, как выглядит скульптура слепым и слабовидящим ребятам помогают их руки и подробный комментарий педагога. В отличие от обычных экскурсантов они каждую работу ощупывают несколько раз и пытаются почувствовать форму, размер и материал.

Алина Трутнева, воспитанница владимирской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей: “Мне больше нравятся, когда такие необычные по форме, интересные”.

На выставке всего 15 работ из металла, дерева и камня. Эти скульптуры мастера Игоря Черноглазова разных лет разместили прямо в одном из классов Владимирского интерната для слепых и слабовидящих детей. В отличие от обычной экспозиции ко всем работам можно и нужно прикасаться, а это очень важно для ребят, постигающих мир на ощупь, говорят педагоги.

Светлана Савина, учитель музыки владимирского интерната для слепых и слабовидящих детей: “Дети и, в том числе, незрячие дети должны общаться с искусством, должны понимать, что такое скульптура, разные материалы ощущать.Как вот девочка, как волосы у неё, давай сравним с твоей причёской, тёплый ли материал, ощутить это, как искусство. Нам нужно это больше объяснять, какие-то вот моменты, которые хотел сказать художник,скульптор, но мы можем не догадаться, пусть он нам и скажет, объяснит”.

Понимать мир изобразительного искусства, где много авторских прочтений, незрячим людям особенно трудно. Если неровности и детали портретных скульптур и композиций читаются руками, то, к примеру, ощутить разные виды и цвет гладкого камня, как в работе «Отдыхающий Арлекин» не получится, об этом можно только услышать, как и понять, кто такой Фаэтон и почему он на колеснице.

Артём Шишегов, воспитанник специальной школы-интерната: “Мне рассказали на выставке, я спросил, что это такое.

-Понравилась тебе выставка, интересно было?
-Да”.

На экскурсию по выставке приводят воспитанников подросткового возраста, у которых уже есть определённый опыт творчества. Какими бывают предметы и из чего их можно сделать, слепых и слабовидящих детей учат на занятиях в начальной школе.

Ольга Козлова, педагог по технологии владимирского интерната для слепых и слабовидящих детей: “У маленького мастера формируется эмоциональное и положительное отношение к труду и людям труда, повышается его самооценка, когда ребёнок видит результат своего труда. Конечно, посещение выставок, залов выставочных очень полезно для незрячего человека, экскурсии — главный способ познания окружающего мира”.

Идея выставки, по словам Игоря Черноглазова, зрела давно: ещё в юности мастера вдохновил пример незрячего скульптора Михаила Макарова. Он потерял зрение во время Великой Отечественной войны и нашёл себя в искусстве. Открыть мир скульптуры для тех, кто лишён зрения стало мечтой владимирского мастера. Тактильная выставка — первый проект художника и школы-интерната. Её подготовили к концу учебного года. Возможно, у экспозиции последует продолжение.

Игорь Черноглазов, скульптор, автор выставки: “Очень трогательно, до слёз, такая вот выставка, я сделал то, что хотел давно сделать. Я не знал, какая будет реакция у ребят. Ещё у нас возникла идея с директором школы-интерната, чтобы ребята пришли ко мне в мастерскую, когда я буду лепить и чтобы они почувствовали мягкость глины, когда уже будет что-то вылеплено, но не до конца”.

Скульптуры пробудут в школе-интернате до конца учебного года. Педагоги очень надеются, что такое знакомство с искусством поможет особенным детям найти себя и лучше понять окружающий мир.


Метки: Черноглазов, скульптура, культура, выставка, общество, дети




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 16 апреля 2024
  • События
    Апрель 2024
    M T W T F S S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66