Исторический разлив

default image
01.04.2011

Серьезные половодья в современном Владимире случаются не так уж и часто, вот и в нынешнюю весну большая вода обошла нас стороной. Чего не скажешь о Владимире столетней давности, когда потопы в районе Клязьмы происходили практически каждый год. Чтобы узнать, как это было, Дмитрий Артюх «окунулся» в историю.

Ругаем все на свете, когда полчаса простоим в пробке на клязьминском мосту. Можно представить как ругались заклязьминские крестьяне 100 лет назад, когда вместо этого был деревянный наплавной мост, который на время половодья разбирали. А Клязьма тогда разливалась на 2-3 недели на 2-3 версты. Иногда сообщение между двумя берегами прекращалось полностью. Переправа на лодках, учитывая очень быстрое течение и непостоянное дно, была чревата бедой.

Волны выше, а ямы глубже если ты навеселе. Раз на Пасху, в разлив 8 человек из города стали переправляться из города на тряпичный склад Афанасьева, который стоял на том берегу реке. Лодку выпросили у одного крестьянина. Ребята были сильно навеселе, да на середине реки и кувырнулись. 4 человека спаслись на отмели, 4 утонули – попали в яму.

Вместо моста на время пускали паромы. Особым добродушием владимиркие паромщики не отличались, к ним даже приставляли уполномоченных, чтобы следили за порядком.

Из “Владимирской газеты” 1903 года: «Первые 3 дня Пасхи переправа через реку затруднительна. Перевозчики сильно навеселе, требуют со всех на чай, что незаконно, потому что перевоз казенный. Тому кто не платит – случается ждать несколько часов, пока не соблаговолят. Все угрозы тут напрасны».

Паромы до сухого берега, пока дамбы не было, не доходили. Людям приходилось топать по мокрой пойме по колено в воде. Простужались и умирали нередко.

В 1878 году владимирское уездное земство приступило к возведению дамбы, длинной 2 версты. Это был настоящий долгострой, ассигнований постоянно не хватало, поэтому основные работы завершились спустя только 20 лет. Еще 2-3 года ушло на ее шоссирование: покупали большой камень, разбивали его вручную на части, мостили. Камни постоянно крали, поэтому на насыпи сделали специальный дом для сторожа. Дамба была гораздо ниже и уже современной, но талая вода до ее вершины уже не доставала.

Во владимирской пойме – там где сейчас все заросло кустарником, до революции была одна из промышленных зон города. Пиво-медоваренный и мыловаренный заводы, 2 крупных склада лесоматериалов. Для них в половодье наступала горячая пора – Клязьма становилась судоходной, а Владимир превращался в порт: изо дня в день мелководные пароходы “Лабутин” и “Владимир” приводили к городу баржи, груженные дровами и лесом. Газеты всегда подмечали: “Вся пойма была залита водой”. Теперь таких половодий нет.

Денис ДУДЕНКОВ, СОТРУДНИК ОТДЕЛА ПРИРОДЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: «Малые реки обмелели, и Клязьма, конечно, получает гораздо меньше воды, чем получала раньше. Сведение лесов и перехваченные стоки – главная беда, ну и, конечно, зимы стали подводить».

Если раньше от поводья страдали люди, то теперь без половодья плохо многим рыбам, животным, травам и деревьям. Да и самой реке – песчаные наносы не размываются, процесс самоочищения не происходит.

https://youtu.be/




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 18 апреля 2024
  • События
    Апрель 2024
    M T W T F S S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66