не только восстанавливают иконы, но еще их и пишут. Творчество наших мастеров известно далеко за пределами области. Насколько трудоемок процесс иконописи – задумался Дмитрий Артюх и заглянул в мастерскую.
Только лучшие липовые доски от проверенных столяров, только хорошо просушенные и идеально склеенные. Потом сверху на клей ХБ-шную тряпочку или паволоку – это чтобы стыки досок не проявлялись. Кисточка иконописца – это после, сначала шпатель левкасчика.
Владимир НЕКРАСОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ И ИКОНОПИСЦЕВ: «Левкас подразумевает себя состав – мел, клей и еще там добавочки. Это… такой как кефирообразная масса. И вот эту массу левкаcчик наносит 7-8 раз».
Слои левкаса зачистят так, что поверхность доски станет, как мраморная. Влагозащитный слой на тыльную сторону – и готово. Дальше начинается разделение труда – одни чертят, другие золотят, третьи пишут лики. Чтобы стать иконописцем – заканчивать реставрационное училище не обязательно – есть тут и бывшие портнихи, но любому спецу дадут фору. Перед работой не постятся, множество молитв не читают, как их предшественники в 13-14 веках, но без души за кисточку не возьмутся.
Татьяна МОТИНА, ХУДОЖНИК-ИКОНОПИСЕЦ: «Поглощает полностью иконопись. И какое-то другое мирское искусство – оно отходит на второй план так или иначе. Мы лопатим очень много всякой литературы, всяких образцов, и равняемся на древних иконописцев».
Современные работы, выполненные по старинным канонам. Владимирские художники-реставраторы не только восстанавливают иконы, но еще их и пишут. Творчество наших мастеров известно далеко за пределами области. Насколько трудоемок процесс иконописи – задумался Дмитрий Артюх и заглянул в мастерскую.
Только лучшие липовые доски от проверенных столяров, только хорошо просушенные и идеально склеенные. Потом сверху на клей ХБ-шную тряпочку или паволоку – это чтобы стыки досок не проявлялись. Кисточка иконописца – это после, сначала шпатель левкасчика.
Владимир НЕКРАСОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ И ИКОНОПИСЦЕВ: «Левкас подразумевает себя состав – мел, клей и еще там добавочки. Это… такой как кефирообразная масса. И вот эту массу левкаcчик наносит 7-8 раз».
Слои левкаса зачистят так, что поверхность доски станет, как мраморная. Влагозащитный слой на тыльную сторону – и готово. Дальше начинается разделение труда – одни чертят, другие золотят, третьи пишут лики. Чтобы стать иконописцем – заканчивать реставрационное училище не обязательно – есть тут и бывшие портнихи, но любому спецу дадут фору. Перед работой не постятся, множество молитв не читают, как их предшественники в 13-14 веках, но без души за кисточку не возьмутся.
Татьяна МОТИНА, ХУДОЖНИК-ИКОНОПИСЕЦ: «Поглощает полностью иконопись. И какое-то другое мирское искусство – оно отходит на второй план так или иначе. Мы лопатим очень много всякой литературы, всяких образцов, и равняемся на древних иконописцев».
Когда для нижегородской Флорищевой пустыни писали эти копии больших икон, уничтоженных в 20 веке, равнялись на традиции знаменитой московской школы Федора Ушакова, в которых были написаны оригиналы.
Владимир НЕКРАСОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ И ИКОНОПИСЦЕВ: «Есть там определенные такие стилистические особенности, и мы пытаемся их в наших новых иконах уже повторить. Но полностью это не возможно».
200 икон в год, несколько тысяч квадратных метров монументальной росписи в новых церквях + реставрация старых фресок. Их работы можно встретить во многих местах, кроме Владимирской области. Даже на Куликовом поле – в знаменитом храме Сергия Радонежского, на роспись его ушло 6 месяцев. А эта икона “Неопалимая купина” совсем скоро отправится в глухое нижегородское село Дедово. После того, как прошлым адским летом село чуть не превратилось в пепелище, его жители решили, что в их храме должна быть “Неопалимая”.
Владимир НЕКРАСОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ И ИКОНОПИСЦЕВ: «По той ситуации – оно должно было сгореть. Там эвакуировали всех, даже мы – эвакуация полностью произошла. И вот каким-то чудом потом выясняем, что село осталось, не сгорело. И через какое-то время от батюшки поступает такое предложение».
А еще они очень любят возвращаться в места, где когда-то работали, или где висят их иконы! Ностальгия что ли…
Владимир НЕКРАСОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ И ИКОНОПИСЦЕВ: «Свечки обязательно ставлю за своих всех иконописцев, художников и реставраторов и к своим иконам, конечно».
https://youtu.be/