И снова Владимир на несколько дней стал столицей русского танца. То, что в конце 80-х называлось областным праздником плясуна постепенно переросло во всероссийский фестиваль, гран-при которого носит имя Татьяны Устиновой – многолетнего руководителя хора им. Пятницкого. Особенности национальной хореографии в материале Аллы Павловой.
– Левая ножка пошла. Раз-два. Спину держи! Три-четыре. Сильнее тяни, тебя снимают!
Когда до станка далеко, а на сцену – через пару минут, для разминки подойдет любая закулисная арматура. Французские “сотэ” или “деми-плие” за кулисами фестиваля русского танца – это только для человека “непосвящённого” – дикость. Классическая хореографическая подготовка – как отче наш для более или менее профессионального народника.
Алексей НИКИТИН, БАЛЕТМЕЙСТЕР АНСАМБЛЯ “СЕВЕРНЫЕ ЗОРИ” (г. ЧЕРЕПОВЕЦ): “Участвует всё тело. И русские наши низы мужские – трюковые низы; здесь очень много верхов, много батманов, очень много трюков Допустим, цыгане – тоже шикарные танцы, тоже широкие, открытые, но русские всё равно намного шире”.
Попадается в них даже что-то от восточных единоборств, разножки – заимствованы из украинских танцев. Но есть то, что больше, пожалуй, нигде не встретишь. Присядки, фирменная русская дробь, от которой репетиционная обувь порой разлетается в клочья…
Татьяна ИЗЮМОВА, ХУДРУК АНСАМБЛЯ “СЕВЕРНЫЕ ЗОРИ” (г. ЧЕРЕПОВЕЦ): “Дроби – они бывают нижние, верхние, то есть они бьются по-разному. Даже в каждой области дроби по-разному бьются”.
И, конечно, вертушки – испытание для вестибулярного аппарата. Шутка ли – профессионалы выдают по 120 оборотов в минуту.
Русский танец нынче вообще в почёте. Хоть и боялись, что многочисленные телешоу вытравят из молодёжи тягу к истокам, ан нет. Дети идут. Случается и такое… Мама – местная, папа – из крохотного государства в Африке. Ритуальным островным танцам мулат Михаил предпочёл русский народный.
Михаил ФЕРНАНДЕШ, УЧАСТНИК АНСАМБЛЯ “РОССИЯ” (г. ЛЮБЕРЦЫ): “Очень энергичный такой, и, когда танцуешь, прям с душой, прям раскрываешься.. очень приятно, в общем”.
– Выходят люди и говорят – очищение, катарсис.
И такой вот катарсис членам жюри предстоит пройти сегодня как минимум 70 раз. В этом году в отборочной программе 17 коллективов, от каждого – по 4 танца. Впрочем, как таковым состязанием это не называют. Урок. И в первую очередь – не для самих танцоров – для педагогов.
Мира КОЛЬЦОВА, НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР И УКРАИНЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ: “Они должны подавать собой пример во всём: внешний вид, профессионализм, естественно, знание материала, общение – умение говорить, знать русский язык. Знать, как владеть аудиторией, чтоб дети не говорили так “мам, дай супу”, а чтобы они говорили “здравствуйте” – и отсюда пойдёт нормальный танец, уверяю вас”.
https://youtu.be/