Владимирского писателя Анатолия Гаврилова практически назвали живым классиком. На крупной книжной выставке “Нон-фикш” нашего прозаика объявили лауреатом одной из самых престижных в литературном мире премии имени Андрея Белого. В чем смысл и ценность этого антигламурного признания писателя, – выяснила Анна Хромова.
Бутылка водки, яблоко на закуску и рублевая монетка – вот и вся премия. Это только кажется, что небогато. Такую вот скромную награду из рук жюри старейшей независимой литературной премии в современной России с благодарностью принимают мастера самого высокого полета.
Первый раз такой вот набор избранные писатели получили в 78 году от своих же коллег – редакции самиздатовского журнала “Часы”, в противовес балаганным ритуалам советского официоза.
Арсений ЯНКОВСКИЙ, ПИСАТЕЛЬ: “Замечательная премия, да, она, конечно такая элитная, разумеется не попсовая премия. Имя Андрея Белого для начала века, прошлого, для серебряного века русской поэзии – это приблизительно тоже самое, что вот сейчас для начала 21-го века имя Анатолия Гаврилова. Поэтому они где-то рядом будут стоять”.
Он работал почтальоном – изо дня в день доставлял владимирцам письма и телеграммы. А пишет Гаврилов немного. В “Волшебной флейте” новых рассказов наберется от силы с десяток – все, что вышло за последние 6 лет. Он подолгу ищет нужные слова, которые с ювелирной точностью передают смысл. Оттого и читаешь его послания, будто почтовые телеграммы.
Анатолий ГАВРИЛОВ, ПИСАТЕЛЬ, ЛАУРЕАТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ им. АНДРЕЯ БЕЛОГО: “Мои работы, когда я учился в литинституте узнавали по зачеркнутым фразам. Можно было даже не смотреть – уже ясно. Я вычеркивал даже в последний момент перед обсуждением рассказа, я сидел еще в коридоре и вычеркивал лишние фразы”.
Это только кажется, что пишет Гаврилов холодно и отстраненно. Почти все сюжеты – автобиографичные. Вот и самый известный рассказ о флейте вырос из дочкиных занятий музыкой. Писатель знает: сегодня, как никогда, много откликов на его тексты и от известных критиков и от простых читателей – сам иногда просматривает в интернете. Но в душу старается не впускать. Каждый мол чувствует свое, а спорить об эффектах – дело неблагодарное.
Анатолий ГАВРИЛОВ, ПИСАТЕЛЬ, ЛАУРЕАТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ им. АНДРЕЯ БЕЛОГО: “В каком-то смысле это музыкальная работа – то есть ритм, мелодия какая-то внутренняя. Если она там пробивается, ты ее схватываешь и чувствуешь сам, тогда все – дело пошло”.
Отрывистые и резкие гавриловские тексты кого-то восхищают, кого-то – напротив, даже возмущают. Однако развернувшаяся дискуссия среди ценителей современной прозы, пожалуй, только подтверждает – премия нашла настоящего живого классика.
https://youtu.be/