Блоггеры как зеркало русской революции

default image
03.03.2010

Всероссийская акция протеста “День гнева” прошла в минувшую субботу в пятидесяти городах страны. Пальма первенства принадлежит, без сомнения, Калининграду. Хотя местная оппозиция от митинга отказалсь, около 5 тысяч калининградцев с мандаринами в руках вышли на улицу и потребовали отставки губернатора Георгия Бооса. Фрукты использовались не только для придания акции весеннего настроения, но и потому, что “мандарин” – прозвище калининградского губернатора. Примечательно, что организовать акцию удалось с помощью местного интернет-сообщества. Это не странно – люди на Руси всегда стремились найти единомышленников, используя для этого то берестяные грамоты, то записи в интернет-блогах. Поначалу поклонников интернет-общения можно было сосчитать по пальцам, сейчас их тысячи. При этом если совсем недавно сетевое общение сводилось к обсуждению забавных и печальных историй из жизни и переопубликованию текстов, фото- и видеоматериалов, то сейчас блоггеры политизировались и позволяют себе ругать чиновников, критиковать законы, осуждать власть. Но стала ли российская блогосфера действенным инструментом формирования общественного мнения?

Илья АНДРЕЕВ, директор студии дизайна: “В блогах очень много различных мнений, но они становятся всеобщим достоянием, только когда на какое-то из них обратит внимание какое-то СМИ, ну они потом растиражируют. Но так чтобы именно блоги влияли конкретно сами по себе – я бы не сказал”.

Роман ЕВСТИФЕЕВ, политолог: “Это старая традиция писать что-то на бересте, на заборах, еще где-то, выражать свое мнение. Вот первично одна функция блога – это выражение своего мнения. Поэтому это, естественно, может быть местом формирования общественного мнения. Масса мнений, выраженных в блогах, может как-то концентрироваться, собираться и можно понять, о чем люди думают, что их тревожит, каково настроение в обществе”.

Отари МУДЖИРИШВИЛИ, редактор журнала “Сити”: “Другое дело, что с этим общественным мнением делать: то есть, по моему мнению, общественное мнение, созданное в интернете – оно в интернете и остается, поскольку интернет-пользователей нельзя назвать активными людьми в офф-лайне, вот так скажем. То есть они обсуждают, высказывают свое мнение на площадке блога, большинство их этим и ограничивается”.

Пусть и в замкнутом пространстве интернета, но во многом сегодня именно записи блоггеров стали заменой практически канувшим в Лету независимым СМИ – ведь свободу взглядов блоггера не ограничивают ни продюсер, ни редактор, ни коммерческий директор. Конечно, аудитория блоггеров при этом не может сравниться с аудиторией теле- и радиоканалов, но ведь не зря же сам президент советует прислушиваться к мнению интернет-пользователей.

Отари МУДЖИРИШВИЛИ, редактор журнала “Сити”: “Мне нравится, как я интервьюировал около года назад Артема Марченкова – такого блоггера и медиа-активиста, знаменитого блоггера, и он назвал блоги самиздатом, вот если можно назвать блоги СМИ, то это такой самиздат. Кто-то пишет, кто-то читает, я думаю, этих двух критериев – они необходимы, их достаточно, для того чтобы тот или иной продукт называть средством массовой информации”.

Роман ЕВСТИФЕЕВ, политолог: “Слово и настроение, выраженное в блоге, может независимым образом попасть в головы чиновника, политика, руководителя, минуя все фильтры и барьеры, о которых, кстати, Медведев недавно и говорил, журя немного региональных начальников, говоря о том, что надо читать интернет – это отсекает все фильтры, которые вы сами себе и создали, которые мешают вам увидеть то, что есть на самом деле. Блог в этом смысле дает такую возможность”.

Илья АНДРЕЕВ, директор студии дизайна: “Обычно блоги не являются какими-то там ньюсмейкерами, а там обычно описываются впечатления человека от события в лучшем случае, или просто текст, рассказ о чем-то. Именно для получения информации я бы предпочел использовать не блоги, а профессиональный подготовленный материал журналистами какими-то”.

Каковы же перспективы российской блогосферы? Будет ли она еще больше превращаться в сферу людей с активной гражданской позицией с их критическими взглядами, или в конце концов внезапно политизировавшиеся российские обыватели опять “наедятся” политики, и самыми популярными вновь станут блоги о моде, музыке, путешествиях и кино?

Отари МУДЖИРИШВИЛИ, редактор журнала “Сити”: “Развитие блогосферы невозможно представить без развития нашего общества. Все зависит от того, как будет развиваться общество. Если мы все-таки выберем демократический путь развития и такие вещи как свобода слова, свобода высказывания своего мнения – оно будет не просто на словах, задокументировано в конституции, а действительно у нашего общества будет возможность слышать в доступных СМИ полярные мнения, тогда политизированность блогов – она, наверно, скорее всего отпадет”.

Илья АНДРЕЕВ, директор студии дизайна: “Тут одного направления нет. Я бы сказал, что тенденция здесь идет в развитии более профессиональных блогов – то есть от обывательской журналистики к профессиональной. Не всегда интересно читать, то что человек там изливает свой поток сознания – если он как-то это подготовленее делает – это интереснее”.

Роман ЕВСТИФЕЕВ, политолог: “Это не панацея, это не рецепт, который все решит, это может подвигнуть на что-то людей, повысить немного гражданскую активность, это площадка, где могут завязаться какие-то разговоры, идеи, дискуссии, но это не тот инструмент, который изменит нашу жизнь. Все равно для этого нужно самим что-то думать, стараться что-то делать, собираться, обсуждать, дискутировать, а сами по себе блоги ничего нам не решат”.

Как бы то ни было, а, похоже, сегодня в России именно блоггеры чаще других невольно оказываются на переднем крае борьбы за свободу слова – факты судебного преследования за “сказанное в интернете” (причем речь идет далеко не всегда о напечатанных оскорблениях) в России давно перестали быть единичными. Правда, пока политики-профессионалы для отстаивания своей точки зрения предпочитают заводить собственные блоги, но кто знает – не начнут ли в будущем те же самые политики просто отключать неудобным оппонентам интернет?

https://youtu.be/




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 27 марта 2024
  • События
    Март 2024
    M T W T F S S
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66