Совесть искусства – говорят о нём коллеги, а однажды в книге отзывов какой-то пятиклассник написал: “Он не прорисовывает глаза и руки, но прорисовывает душу и судьбы”. Сегодня во Владимирском центре изобразительного искусства открылась выставка Петра Дика – народного художника России, жившего и творившего на владимирщине.
Этот год должен был стать для художника юбилейным – Петру Дику исполнилось бы 70. Но художника нет. За него остались работы.
Кира ДИК, вдова Петра Дика: “И появляются новые зрители, и я очень-очень рада. Те работы, которые здесь представлены – это работы последнего года жизни – 2002-го, и посвящены они Суздалю”.
Хоть и немец по происхождению – Пётр Дик и родился в немецком поселении на Алтае – но но именно русский художник, ещё до открытия выставки настаивала вдова. Ведь большую часть жизни он жил и творил здесь, “одухотворённый мощными токами древнерусской культуры” – как сам говорил. Хотя…
Виктор БЫЧКОВ, член владимирского отделения Союза художников России: “Что-то всё равно присутствует – такой, может быть, аскетизм особый какой-то или скованность в цвете, красках, не свойственная может быть, особенно владимирским художникам, я думаю, тут всё-же что-то сказалось, наверное”.
Бумага, часто наждачка, пастель, уголь – для Дика это почти неизменно. Высшее художественное училище он окончил на отделении “художественной обработки металла”, вернувшись во Владимир даже успел поработать по специальности, но из-за тяжёлой болезни пришлось пересмотеть планы на будущее. И выбрать для себя графику. С тех пор лист для Дика – это нечто святое. “Живой организм, с которым ты вступаешь в контакт” – писал он.
Владимир СЕВОСТЬЯНОВ, заслуженный художник РФ: “Пётр относился, когда делал работу, как в последний раз. Это его требовательность совершенно, порой, такая жётская к себе”.
Сергей СКУРАТОВ, член Союза фотохудожников России: “Большинство художников занимается ремеслом искусства: когда-то выучились и часто тиражируют. Пётр всегда занимался искусством ремесла”.
Минимум цвета, причём чаще тёмные тона, минимум деталей – он писал обобщённо, любил большие пятна – говорят те, кто знал его лично. Может быть потому, что очень почитал японское искусство – те же хокку, где всего в трёх строчках выражается многое. Отказ от всего лишнего, или “вычитание случайностей”, как сам говорил, – в этом весь Дик.
Александр ПЕТРОВ, график: “И он художник современный, даже может быть будущего ещё. То есть по-настоящему он только начинает своё шествие и воздействие”.
Он прост, как ребёнок, могут сказать некоторые. Отнюдь. Сложен в своей простоте – отмечают коллеги, и добавляют – Дик – не для масс. И, пожалуй, единственный из владимирских, кто выставлялся и в Третьяковке, и в Русском музее…Он поставил высокую планку, став своеобразным мерилом.
Виктор БЫЧКОВ, член владимирского отделения Союза художников России: “О том, кто ты есть: выше или ниже вот определяешь себя”
https://youtu.be/