Национальные песни и танцы, лазанье за подарками по гладкому столбу, борьба на поясах – в городском парке “Дружба” широко отметили сабантуй – пожалуй, самый известный татаро-башкирский праздник. Впрочем, сказать, что сабантуй – дело узко национальное, нельзя. Организаторы делились своей радостью со всеми, кто пришел в парк, в том числе и с нашей съемочной группой.
Два русских слова “праздник плуга” – вряд ли многое скажут не только русскому, но и украинцу, и белорусу. А вот татарское слово “сабантуй” в сердце каждого обитателя бывшего Советского Союза отзывается ощущением близкого веселья. А между тем “сабантуй” и “праздник плуга” – это одно и то же.
Короткий промежуток времени между посевной и сенокосом татары и примкнувшие к ним башкиры давным-давно решили использовать для отдыха на всю катушку. Свое первоначальное значение – селькохозяйственное – сабантуй уже давно потерял, зато размах сохранил, да еще и стал многонациональным.
Вафа-хазрат ЯРУЛЛИН, муфтий Владимирской области: “Во Владимирской области у нас где-то проживает более 25 тысяч именно татар, но к татарам присоединяются и другие мусульмане – у нас по области 60 тысяч мусульман проживают. Они все думают, что это наш общий праздник. В том числе русский народ к этому привык”.
Сабантуй во Владимире отмечают с размахом. Приветствия лично – от местных чиновников и законотворцев, в пересказе – от президента Татарстана Шаймиева. Татарский лидер еще и артистов прислал. Плясовые удивительно похожи на русские – то ли сказывается многовековое сосуществование, то ли просто менталитет похожий – гулять, так гулять.
Чуть в стороне – национальный экстрим. Карабкаться на высоченный гладкий столб – удовольствие для сильных духом, хоть каждого верхолаза надежно страхуют. Подарки достаточно скромные, но дело ведь не в стоимости. На снятом с многометровой высоты туристическом коврике, наверное, и сидеться будет как-то по-особому. А вот победителей в национальной борьбе на поясах ждет гран-при – живой баран. В других городах на сабантуй лучшим батырам и автомобили дарят, да только в результате побеждают там все больше чемпионы мира, да прочие профессионалы. А за барана готовы бороться и простые смертные. Тем более, что борьба на поясах – достаточно демократичный вид единоборств.
Павел МЕТЛИН, судья соревнований: “Берут два пояса, обхватывают друг друга борцы, и все – по свистку начинается борьба. Можно использовать ноги, то есть подсечки, подножки, броски. Чистая победа – если соперник приземляется на лопатки”.
Профессионалы выясняют отношения быстро, любители – куда дольше. Единоверцев – таджиков и узбеков – пригласили показать свою национальную борьбу, на халатах. Те так вошли во вкус, что моментально устроили что-то вроде тотализатора, и скромный гастарбайтерский заработок начал оседать в карманах удачливых борцов. Но небольшая бизнес-составляющая празднику не помешала, только добавила азарта. В конце концов, ведь с бараном может уйти только один, а победить хочется всем.
https://youtu.be/