Блеск и нищета российской анимации

default image
01.03.2009

14-й фестиваль анимационного кино продолжает работу в Суздале, но не станет ли он последним мультфорумом? Это вполне возможно: реорганизация чиновничьего аппарата в высших эшелонах киноиндустрии, помноженная на глобальный кризис и отказ государства финансировать производство мультфильмов, могут выбить почву из-под ног у российских аниматоров. С мая прошлого года не запущен ни один новый проект, финансирование текущих – приостановлено. Будущее отечественной мультипликации глазами участников фестиваля – в репортаже Олега Беспалова.

Сегодня в Суздале – второй день открытого фестиваля анимационного кино. Но улыбок на лицах участников не так много, как того можно было бы ожидать от самого жанра анимации. И дело вовсе не в том, что сегодня – пятница, 13-е.

И не в том, что фестиваль не удался. Напротив, в этот раз к конкурсному показу допущено как никогда много – более сотни работ. И авторские короткометражки, и дебюты, и сериалы, рекламная и социальная продукция, а также студенческие изыскания. Фестиваль работает активно, зрителей – предостаточно, но организаторы и творцы очень серьезно опасаются, что программу показа следующего – 15-го по счету фестиваля – наполнят лишь курсовики и дипломные работы тех, кто только начинает свою жизнь в анимационном кино. Так получилось, что на профессиональные мультфильмы стране стало жалко денег.

Валентин ТЕЛЕГИН, художник и режиссер студии “ПИЛОТ” (г. Москва): “Наверно, 98% анимации отечественной живет за счет государственного кармана, что называется. Это проблема огромнейшая. Огромнейшая. Я боюсь, что, даже если сейчас ситуация как-то стабилизируется, и что-то запустится, то на следующем фестивале будут только студенческие фильмы, потому что люди просто не успеют сделать кино к следующему фестивалю”.

Наталья ЛУКИНЫХ, программный директор фестиваля: “Нервничают все. Студии лихорадит, потому что людям взрослым надо искать себе работу, а идут проекты, которые делаются на свой страх и риск за счет собственных студий… Но надеюсь… Я с большой надеждой думаю, что это время каким-то образом восстановится”.

Казалось бы, отечественная анимация только-только расправила плечи после упадка 90-х; за короткое время были созданы действительно серьезные работы. “Карлик Нос”, а потом и богатырская трилогия вернули зрителей в кинозалы и повысили рейтинги телеканалов. Популярность “Смешариков” удивила даже их создателей. На таком подъеме мультипликаторы начали еще несколько масштабных проектов, но большую часть пришлось заморозить. Госфинансирование отучило продюсеров находить деньги, и наступила патовая ситуация.

Валентин ТЕЛЕГИН, художник и режиссер студии “ПИЛОТ” (г. Москва): “Это печально, но в основном наш продюсер – это человек, который берет деньги у государства, и ему выгоден период производства. Вот пока производство есть – он эти деньги живые получает, какую-то часть платит за кино, какую-то берет себе – и все… Дальше этим кино за редким исключением никто не занимается”.

Наталья ЛУКИНЫХ, программный директор фестиваля: “У нас очень плохо в этом смысле работает телевидение. По отношению к… Здесь большая боль, большая обида…”

Вот поэтому и мало улыбок на нынешнем фестивале. Соли на рану сыпанули и китайцы, которые решили не ограничиваться технической доработкой американской продукции, а наладить широкомасштабное производство собственных мультфильмов, основанных, разумеется, на национальном менталитете. Прокат будет недорогим, ширпотреб с удовольствием купят телевизионщики, и в скором времени российские дети будут запоем смотреть длинное, как Великая китайская стена, и мыльное, как “Санта-Барбара”, эпохальное творение “Богатые тоже едят рис”…

https://youtu.be/




  • Поделиться в соц. сетях
  • Выпуск новостей 18 апреля 2024
  • События
    Апрель 2024
    M T W T F S S
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930  
  • ЗВОНИТЕ
    36-66-66